ПРОГРАММА «Московский Гештальт Институт»

ОБЩЕСТВО ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД»

Предыдущая версия Программы >> 

Данная Программа МГИ является результатом более чем тридцатилетнего коллективного опыта применения и осмысления гештальт-подхода и подготовки специалистов в области гештальт-терапии в России и за рубежом.

Данная редакция Программы МГИ принята на общем собрании Общества Практикующих Психологов «Гештальт Подход» 12 февраля 2023 года Коллектив авторов передает авторские права на эту редакцию Программы МГИ в безвозмездное пользование Обществу Практикующих Психологов «Гештальт-подход».

Члены ОПП ГП должны придерживаться содержания и стандартов в соответствии с квалификацией. Порядок пользования Программой МГИ определяет Профсовет ОПП «ГП».


Содержание:

Введение.
Раздел 1. Цели и принципы гештальт-терапии.
Раздел 2. Основные понятия и методы.
Раздел 3. Принципы и направления подготовки гештальт-терапевтов.
Раздел 4. Структура Программы и формы подготовки.
Раздел 5. Ведущие Программы.
Раздел 6. Требования к выпускникам.
Раздел 7. Приложения.
Приложение 1. Стандарты подготовки по Программе МГИ.
Приложение 2. Глоссарий гештальт-терапии.
Приложение 3. Кодекс профессиональной этики гештальт-терапевта.
Приложение 4. Литература по гештальт-терапии.
Приложение 5. Стандарты сертификации.
Требования к описанию случаев.
Приложение 6. Договор между руководителем программы и участником Программы МГИ.
Приложение 7. Стандарты мероприятий Программы МГИ.
Приложение 8. Основные темы второй ступени.
Приложение 9. Рекомендации для написания рецензии на терапевтические случаи для сертификации.

ВВЕДЕНИЕ 

Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня. Чтобы вырастить гештальт-терапевта, нужно целое гештальт-сообщество. 

У Программы «Московский Гештальт Институт» нет одного автора, потому что она представляет собой результат труда и размышлений очень многих терапевтов, супервизоров и тренеров за тридцать с лишним лет. Это итог находок, проб и ошибок, размышлений и исследований всего сообщества. Можно сказать, что Программа «Московский Гештальт Институт» — это народная гештальт-мудрость, в которой закреплены содержание, принципы и методы подготовки гештальт-терапевтов. 

  • Первая редакция Программы МГИ (1993-2006) была под- готовлена Даниилом Хломовым и Нифонтом Долополовым. 
  • Вторая редакция Программы МГИ (2007-2022) была подготовлена Даниилом Хломовым и Еленой Калитеевской. 
  • Третья редакция программы (2023 ) подготовлена Наталией Кедровой при участии Даниила Хломова, Максима Линенко, Вячеслава Тарасова, Дмитрия Гладкова, Ярослава Будько, Константина Логинова, Полины Егоровой, Анны Волощук, Наталии Щербаневой, Лидии Филипповой, Евгении Киреевой, Оксаны Ковальчук, Анны Меланьиной, членов Профсовета и других. 

Директор программы МГИ, ответственный за философское основание Гештальт-подхода и методологическую целостность программы с 1992 года и по настоящее время — Даниил Хломов. 

Первые русскоговорящие гештальт-терапевты были подготовлены Сигрид Папе и Вильфридом Шлеем — преподавателями из Гештальт института Фрица Перлза (Гамбург) в 1989-1993 гг. и Томасом Бунгардтом — из Гештальт-Института Франкфурта-на-Майне 1990-1994 гг. 

Первая Зимняя гештальт-конференция состоялась в феврале 1991 года. 

Первая группа подготовки гештальт-терапевтов под руководством Даниила Хломова и Нифонта Долгополова началась в 1992 году. 

Московский Гештальт Институт (МГИ) был зарегистрирован в 1992 году как негосударственное образовательное учреждение для подготовки специалистов по гештальт-терапии. В Программу был интегрирован опыт участия в программах, на интенсивах и на семинарах по гештальт-терапии. Первая программа Совершенствования в гештальт-терапии под руководством Жан-Мари Робина была выпущена в 1995 году. Сформировалось сообщество гештальт-терапевтов и тренеров, которые занимались подготовкой гештальт-терапевтов. 

В 1996 году от Московского Гештальт Института отделился Московский Институт Гештальта и Психодрамы. 

В МГИ была разработана программа подготовки гештальт-терапии, которая включала в себя основные требования участия в базовых группах подготовки, требования терапии, супервизии, участия в интенсивах, специализациях, разработана система сертификации. 

В 2005 году от Московского Гештальт Института отделился Московский Институт Гештальт терапии и консультирования. 

На основе МГИ формируется широкое сообщество терапевтов, супервизоров, тренеров, в 2005 принимается единый Кодекс профессиональной этики, завершается формирование общей программы подготовки и принимаются стандарты этой Программы, которая получает название «Московский гештальт институт». 

В 2005 году регистрируется Общество Практикующих психологов «Гештальт-подход», объединяющее практикующих гештальт-терапевтов и тренеров, готовящих специалистов в гештальт-подходе. Члены сообщества придерживаются Кодекса профессиональной этики гештальт-терапевта, стандартов Программы МГИ, координационные функции выполняет Профессиональный совет Сообщества. Подготовка гештальт-терапевтов и поддержка профессионального качества осуществляется самостоятельно тренерами, освоившими Программу МГИ, квалифицированными терапевтами и супервизорами, членами ОПП «ГП». Тренеры и Профессиональный совет берут на себя ответственность за качество подготовки гештальт-терапевтов, члены сообщества берут на себя ответственность за качество своей профессиональной деятельности — использования гештальт-подхода. 

Регулярные конференции, интенсивы, интервизорские и супервизионные группы создают постоянное пространство обмена опытом между практикующими гештальт-терапевтами. 

Издано много книг, как переведенных, так и русскоязычных авторов, составивших информационный фундамент нашего психотерапевтического направления. 

Данная редакция ПРОГРАММЫ МГИ завершает работу по организации устойчивого проекта по развитию гештальт-подхода в русскоязычном пространстве. 

ПРОГРАММА МГИ — важный текст для объединения и синхронизации профессионального сообщества, для поддержания общего понятийного пространства и профессионального диалога внутри сообщества, для координации общих целей и успешного сотрудничества на всех уровнях. 

ПРОГРАММА МГИ дает возможность участникам процесса подготовки гештальт-терапевтов ориентироваться в содержании и целях программы. 

ПРОГРАММА МГИ подтверждает важность вклада супервизоров и терапевтов гештальт-сообщества в подготовку гештальт-терапевтов и дает опоры ведущим, которые отвечают за реализацию этой программы. 

ПРОГРАММА МГИ утверждена Профессиональным Советом ОПП «ГП» и принята на собрании сообщества 12 февраля 2023 года. 

Программа МГИ строится на следующих принципах:

Целостность: содержание Программы МГИ на 1, 2 и 3 ступени строится на единых теоретических и методологических основаниях. Преемственность: содержание подготовки на 1 ступени дает основание для продолжения подготовки на 2 ступени, содержание 2 ступени дает основание для завер- шения подготовки на 3 ступени. 

Коллегиальность: подготовка гештальт-терапевтов осуществляется благодаря сотрудничеству ведущего программы, терапевта, супервизора, ведущих специализаций и участника программ. 

Описание Программы МГИ состоит из двух частей. Первая часть содержит описание содержания и форматов подготовки гештальт-терапевтов. Вторая часть содержит основные стандарты Программы, которые могут уточняться и пересматриваться профсоветом МГИ/ОПП «ГП» в соответствии с изменениями условий профессиональной практики. 

ВСЕ ВОПРОСЫ, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ ПРОГРАММЫ, РЕШАЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ Программы МГИ/ОПП «ГП» 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МГИ 

РАЗДЕЛ 1
Цели и принципы гештальт-терапии

Цели гештальт-терапии. Гештальт-терапия — признанный в мировом сообществе метод психотерапии. Она предназначена для уменьшения душевного страдания человека и для повышения качества его психической адаптации к реальности, благодаря поддержке естественной саморегуляции человека, его осознанности, автономности и целостности. 

Принципы гештальт-терапии:

1) Представление о человеке и страдании. Человеку присуща система саморегуляции, которая обеспечивает целостность человека, его рост и развитие в изменяющемся мире. Она включает в себя возбуждение, ориентацию, идентификацию чувств и желаний, агрессию и дифференциацию, переживание нового опыта и его ассимиляцию и расслабление. Саморегуляция затрагивает телесные, социальные и культурные процессы, обеспечивая удовлетворение потребностей на всех уровнях бытия в отношениях с другими. Построение и разрушение форм(гештальтов) — естественный цикл, который обеспечивает удовлетворение потребностей и рост человека. Нарушение этого процесса приводит к утрате целостности и способности к изменениям, фиксации и воспроизведению неэффективного и саморазрушительного способа жизни и страданию человека. Гештальт-терапия восстанавливает способность человека создавать новые подходящие формы для своего целостного существования на основании осознанности, автономии и самоуважении в актуальной жизненной ситуации.

2) Феноменологический подход. Предметом гештальт-терапии является субъективный и уникальный процесс переживания опыта каждого человека, в этом гештальт-терапия опирается на феноменологический подход. Переживание человека можно осознать, описать, оно динамично, уникально, его можно обнаружить в моменте «здесь и сейчас». Переживание целостно, оно не может быть оценено как истинное или ложное, как правильное или неправильное, но оно может быть поддержано, узнано, подтверждено, разделено, тогда оно может естественно измениться. 

3) Диалогический подход. Отношения диалога озна- чают, что люди находятся в равных отношениях, что они могут быть затронуты друг другом и общим интересом. Диалог не имеет специальной цели, но в ходе него происходит глубокое раскрытие содержания внутренних переживаний и постижение друг друга и мира. Отношения между клиентом и терапевтом строятся на основании диалога, как основе личностных отношений между двумя целостными независимыми людьми. 

4) Полевая парадигма. Актуальная психологическая ситуация человека порождается взаимодействием человека (организма) и его окружение (среды), а не является следствием какого-либо одного фактора, то есть образуется полем организм/среда и в свою очередь структурирует поле. Феномены поля взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние друг на друга. Динамика поля состоит в постоянном чередовании фигур и фонов. Терапевт и клиент оба участвуют в совместном формировании фигур/фонов. 

5) Динамическая концепция личности. Рост человека происходит в результате возникновения и разрешения напряжения между его актуальным состоянием, его потребностями и требованиями окружающей среды. Новые способы разрешения напряжения становятся новым ресурсом для человека и происходит его взросление, становление его автономии и целостности. Основные потребности в стабильности и безопасности, привязанности и принадлежности, в достижении результата и успешности находятся в динамическом взаимодействии, поддерживая друг друга. 

6) Психопатология. Предметом гештальт-терапии являются не психические нарушение как таковые, а переживания человека в актуальной ситуации в связи с его особенностями, которые препятствуют его росту, его способ выстраивания контакта с окружающей средой, его саморегуляция. 

7) Этические аспекты. Гештальт-терапия опирается на уважение к достоинству человека, его автономии и его отличиям. Гештальт-терапевт отвечает за качество своего присутствия в контакте, за принятые им терапевтические решения. 

8) Сферы применения гештальт-подхода. Практика гештальт-терапии возможна в индивидуальном и в групповом формате, в рамках частной практики или внутри системы. В любом случае она строится на договоре между терапевтом и клиентом и осуществляется в соответствие с запросами и интересами клиента. Качество работы терапевта поддерживается терапией терапевта, супервизией, интервизией и коллегиальными процессами и продолжающимся обучением терапевта. 

РАЗДЕЛ 2
Основные понятия и методы

1) Понятия: гештальт, осознавание, фигура/фон, контакт, цикл опыта, динамика контакта, граница контакта, прерывания контакта, поле организм/среда, Я как саморегулирующаяся система (Cелф), функции Селф и их нарушения, творческое приспособление, незавершенная ситуация, парадоксальная теория изменений. 

2) Методы: Сосредоточение на осознавании в ситуации здесь и сейчас, восстановление целостности при осознавание полярностей и отвергаемого опыта, завершение незавершенных ситуаций, фрустрация болезненных (причиняющих боль) форм взаимодействия с окружающим миром и поддержка создания новых форм, диалог и поддержка способности к самоопределению (функция Эго). 

3) Методики: обратная связь, содержащая описание наблюдаемых феноменов; эмоциональный и телесный резонанс; эксперимент; экспрессивные и творческие методы; драматизация и работа с образами. 

РАЗДЕЛ 3
Принципы и основные направления подготовки гештальт-терапевтов

Принципы подготовки гештальт-терапевтов:

В подготовке гештальт-терапевтов сочетаются принципы творческой мастерской и академического образования. 

Основная подготовка происходит в виде получения опыта длительной творческой практики гештальт-терапии под руководством опытного гештальт-терапевта, тренера Программы МГИ, где формируются и тренируются личные и профессиональные компетенции. 

Знания о психотерапии, истории и методологии гештальт-терапии, философских и культурных аспектах гештальт-терапии, основных теоретических моделях гештальт-подхода, современных представлениях о клинике даются в лекциях, семинарах, групповых и индивидуальных упражнениях, в супервизиях, анализе случаев, что формирует и развивает профессиональную рефлексию. 

Обязательным являются опыт личной терапии, самостоятельная практика гештальт-терапии под супервизией.

Направления подготовки гештальт-терапевтов

Подготовка гештальт-терапевта происходит по следующим направлениям:

1) развитие личных компетенций, необходимых для осуществления гештальт-практики (внимательность, чувствительность, эмоциональный интеллект, выразительные средства, речь, критичность, творчество, социальный интеллект, эмпатичность, способность к децентрации, устойчивость к аффектам, эстетическое переживание. 

2) формирование профессиональных компетенций (общие и специальные терапевтические навыки): навыки организации и поддержания терапевтического сеттинга, навыки присутствия, навыки обратной связи, создания терапевтической ситуации и терапевтических отношений, навыки диагностики контакта, навыки диалога, навыки организации терапевтического эксперимента, профессиональная этика, навыки работы в индивидуальном и групповом форматах, в онлайн формате и при непосредственном контакте 

3) формирование профессиональной рефлексии на основе представлений о личности и ее развитии, представлений о личностных патологиях, знании теории гештальт-подхода; формирование навыков супервизии и интервизии. 

РАЗДЕЛ 4
Структура Программы МГИ и формы подготовки гештальт-терапевтов

Программа состоит из базовой программы (1 и 2 ступени) и дополнительных программ по выбору участника (специализаций, спецкурсов, конференций, интенсивов, супервизорских программ). Полная программа подготовки состоит из 3 последовательных частей — трех ступеней. 

Каждая ступень содержит практические занятия, лекции и семинары, ориентированные на соответствующий уровень. 

Задача 1 ступени — развитие личностных компетенций и знакомство с принципами гештальт-подхода. 

Фокусы 1 ступени:

  • осознавание собственных психических процессов;
  • осознавание и выстраивание диалогических отношений с другими;
  • осознавание своих переживаний в отношениях с другими;
  • развитие феноменологического описания переживаний и событий;
  • знакомство с основными понятиями гештальт-терапии. 

Задача 2 ступени — формирование и тренировка профессиональных компетенций гештальт-терапевта. 

  • теория гештальт-терапии (осознавание, телесные и эмоциональные аспекты осознавания, теория контакта, Cелф, поле «организм/среда»; 
  • терапия контакта в гештальт-подходе (прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм, конфлюенция, восстановление контакта); 
  • терапевтическая ситуация в гештальт-подходе (сеттинг, рамки ситуации, диалог, эксперимент, обратная связь, творческое выражение, усиление, метафоры, фрустрация и поддержка, представление о нарушении функций Селф и восстановление утраченной функции Эго); 
  • терапевтические отношения в гештальт-подходе (контракт, начало и завершение отношений, профессиональная этика, незавершенные ситуации, перенос и контр-перенос), телесный и эмоциональный резонанс, терапевтическое присутствие в контакте; 
  • специальные темы: клинические аспекты гештальт- терапии с различной проблематикой (психосоматические проблемы, экзистенциальные проблемы, нарушения развития, серьезные нарушения психики); 
  • прикладные аспекты гештальт-терапии (использование в работе с системами и группами, в клинике, в педагогике, оргконсультировании и реабилитации); 
  • супервизия собственной работы участников. 

Задача 3 ступени — формирование профессиональной рефлексии и навыков супервизии в гештальт-подходе. 

Фокусы 3 ступени: 

  • теория гештальт-терапии;
  • супервизия в гештальт-подходе;
  • длительные отношения в гештальт-терапии;
  • групповая гештальт-терапия;
  • исследования в гештальт-терапии (собственный проект);
  • коллегиальные отношения в профессиональном сообществе и профессиональная этика. 

Формы подготовки направлены на получение разнообразного опыта, освоения средств терапии и отработки необходимых навыков: 

  • участие в работе в группе дает возможность познакомиться с работой опытных гештальт-терапевтов и тренеров гештальт-терапии, освоить методологию гештальт-терапии, получить опыт практики гештальт-терапии и гештальт-супервизии; 
  • практика в постоянных малых группах («тройках») позволяет тренировать конкретные навыки и умения гештальт-терапевтов на 2 ступени и супервизоров на 3 ступени; 
  • участие в специализациях помогает получить более глубокие и дифференцированные знания и умения в конкретной области применения гештальт-терапии; 
  • участие в спецкурсах дает возможность освоить конкретные техники и методы работы в гештальт-подходе; 
  • участие в интенсивах предоставляет возможность получить опыт самоисследования (для 1 ступени), опыт реальной длительной терапевтической работы с клиентом под по- стоянной супервизией и с коллегиальной поддержкой (для 2 ступени) и опыт реальной длительной супервизорской работы с супервизантом под постоянной гипервизией и с коллегиальной поддержкой (для 3 ступени); 
  • участие в конференциях поддерживает возможность дискуссий и диалога для осмысления практики работы, развивает критическое мышление терапевта и обогащает инструментарий работы; 
  • самостоятельное изучение литературы помогает сформировать обоснованную профессиональную позицию; 
  • прохождение личной терапии и получение личной супервизии позволяет развивать осознанность, профессиональную устойчивость и рефлексию; 
  • проведение и описание собственной работы в качестве терапевта под супервизией на 2 ступени и в качестве супервизора на 3 ступени позволяет интегрировать практику и методологию гештальт-подхода; 
  • проведение и описание собственного проекта на 3 ступени позволяет интегрировать теорию и практику гешталь-подхода. 

РАЗДЕЛ 5
Ведущие Программы МГИ

Подготовку по Программе МГИ ведут аккредитованные тренеры Программы МГИ. 

В соответствие с их опытом практики гештальт-терапии и опытом преподавания гештальт-терапии: 

  • программу 1 ступени проводит ассоциированный тренер Программы МГИ, 
  • программу 2 ступени — тренер Программы МГИ, 
  • программу 3 ступени — ведущий тренер Программы МГИ. 

Стажером (впервые ведущим подготовку по Программе МГИ) в соведении на 1 ступени может быть супервизор или гештальт-терапевт, завершивший 3 ступень. 

Стажером (впервые ведущим подготовку по Программе МГИ) в соведении на 2 ступени может быть супервизор или ассоциированный тренер. 

Стажером (впервые ведущим подготовку по Программе МГИ) в соведении на 3 ступени может быть ведущий тренер. 

Ведущие Программы МГИ получают права на пользование Программой МГИ после аккредитации в сообществе в соответствующем статусе. В случае лишении аккредитации они утрачивают эти права. 

РАЗДЕЛ 6
Требования к выпускникам подготовки гештальт-терапевтов по программе «Московский Гештальт Институт»» и оценка компетенций гештальт-терапевта и гештальт- супервизора

Требования к выпускникам 1 ступени 

При выполнении всех условий программы выпускник 1 ступени должен уметь различать и описывать свои телесные ощущения, переживания и действия, их качество, интенсивность и направленность, дифференцировать свои переживания и действия, переживания и действия других людей, находиться в отношениях с разными людьми. 

Требования к выпускникам 2 ступени 

При выполнении всех условий программы выпускник 2 ступени должен иметь базовое психологическое образование и уметь устанавливать терапевтические отношения, создавать терапевтическую ситуацию, определять смысл запроса клиента и заключать терапевтический контракт, диагностировать прерывания контакта и нарушения функций Сэлф, ориентироваться на реальные возможности клиента и его ограничения и выбирать подходящую форму для поддержки усилий клиента в его развитии и фрустрации неэффективных способов решения проблемы, быть в диалоге с клиентом, быть внимательным к феноменологии клиента и поддерживать целостность его опыта, быть внимательным к себе и учитывать собственные ограничения, понимать и соблюдать принципы профессиональной этики. 

Эти компетенции подтверждаются письменным описанием трех случаев самостоятельной работы в гештальт-подходе под супервизией (1 длительный случай не менее 25 встреч с клиентом, 1 короткий не менее 9 встреч с клиентом и 1 случай не менее 6 встреч с клиентом (может быть случай работы с ребенком, подростком, парой, семьей, группой, в онлайн-формате. Может быть использована работа с клиентом на интенсиве, включая описание взаимодействия с супервизором) и демонстрацией своей работы коллегам на открытой сертификации. 

Требования к выпускникам 3 ступени 

При выполнении всех условий программы выпускник 3 ступени должен владеть индивидуальными и групповыми формами работы и выбирать подходящую стратегию работы с учетом состояния и ситуации клиента; владеть навыками супервизии в гештальт-подходе и вести супервизию с учетом уровня подготовки и ситуации супервизанта; создавать и поддерживать длительные отношения в терапии, супервизии и с коллегами; владеть основами исследования и анализа профессионального опыта, уметь описывать и предъявлять свою работу в коллегиальном пространстве; по-прежнему понимать и соблюдать принципы профессиональной этики. 

Эти компетенции подтверждаются письменным описанием случая длительной супервизии и описанием длительного самостоятельного проекта применения гештальт-подхода в профессиональной практике и докладом этого проекта коллегам на конференции. 

РАЗДЕЛ 7
ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стандарты подготовки по Программе МГИ

Основа подготовки гештальт-терапевтов — получение непосредственного практического опыта в безопасном коллегиальном пространстве в присутствие опытного тренера или супервизора, поэтому каждой форме практики отводится необходимое время. Пройденные часы подтверждаются записями в учетной книжке участника программы. 

1 ступень: 

2 ступень: 

  • 420 часов участия в группе, не менее 90 часов супер- визорских и не менее 180 тематических занятий (14 встреч по 30 часов или 18 встреч по 25 часов или 21 встреча по 20 часов); 
  • 60 часов лекций по психиатрии для гештальт-терапевтов; 
  • 200 часов практикума в малой группе «тройке», (50 встреч по 4 часа, каждая пятая встреча под супервизией аккредитованного супервизора); 
  • 180 часов участия в специализациях и/или спецкурсах с сертификацией; 
  • 180 часов участия в интенсивах (последовательно в группах клиентского опыта на интенсивах или шаттлах и затем в группах терапевтического опыта); 
  • 40 часов участия в конференции в качестве участника; 
  • 110 часов личной терапии в гештальт-подходе (50 часов индивидуальной терапии у одного аккредитованного гештальт-терапевта и 60 групповой терапии у аккредитованного гештальт-терапевта, минимум 30 часов у одного); 
  • 50 часов супервизии (20 часов индивидуальной супервизии и 30 часов групповой супервизии у аккредитованного гештальт-супервизора); 
  • 50 часов собственной практики гештальт-терапии под супервизией (3 случая работы с клиентами по 25, 9 и 6 часов и 10 часов описание работы). 

3 ступень: 

  • 420 часов участия в группе (14 встреч по 30 часов или 12 встреч по 40 часов); 
  • 200 часов практикума в малых интервизорских группах (50 встреч по 4 часа); 
  • 180 часов дополнительных семинаров; 
  • 180 часов интенсивов в группе супервизорского опыта; 
  • 60 часов конференции в качестве ведущего процесс группы или мастерской; 
  • 60 часов личной терапии; 
  • 80 часов супервизии (20 часов индивидуальной и 60 часов групповой супервизии); 
  • 20 часов практики гештальт-супервизии;
  • 90 часов авторского проекта;
  • практика гештальт-терапии;
  • практика ведения групп. 

Все часы пройденного опыта подтверждаются сертификатом участия в программах 1, 2 и 3 ступени. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Глоссарий Гештальт-терапии

В глоссарии содержатся основные понятия, которые описывают процесс психотерапии в целом, специфику гештальт-подхода, патопсихологию и феноменологию переживаний.

Гештальт. Фигура/фон. Хорошая форма. Фиксированный гештальт. Незавершенная ситуация (эффект Зейгарник) Инсайт и «Ага»-переживание.

Гештальт-терапия, принципы. Поле. Поле «организм/среда». Холизм или целостность. Саморегуляция. Осознавание. Телесность. Континиум осознавания. Зоны осознавания. Здесь и теперь.

Развитие и рост личности. Автономность, поддержка и самоподдержка. Жизненное пространство. Творческое приспособление. Ментальный метаболизм. Дентальная агрессия. Агрессия конструктивная. Агрессия анигилляционная. Дифференциация опыта. Ассимиляция опыта. Полярности. Спонтанность и контроль. «Собака сверху, собака снизу».

Контакт. Граница контакта. Последовательность контакта. Кривая контакта (Гудмен, Фром). Цикл опыта (Кливленд). Преконтакт. Контактирование. Полный контакт. Пост-контакт. Механизмы прерывания контакта. Слияние. Интроекция. Проекция. Ретрофлексия. Эготизм.

Селф. Я (Селф) как система контактов. Функция Ид. Функция Персоналити. Функция Эго. Утрата функции Эго. Идентичность.

Переживание. Возбуждение. Амбивалентность. Агрессия. Удовлетворение. Процесс переживания. Потребность. Квази-потребность. Осознавание опыта. Ответственность.

Экзистенциальная феноменология. Эстетический подход. 

Терапевтические отношения. Отношения. Поддержка и фрустрация. Динамическая концепция личности (Даниил Хломов). Шизоидный аспект личности. Пограничный аспект личности. Нарциссический аспект личности. Динамический цикл опыта (Даниил Хломов). Построение безопасности, привязанности, манипулирования.

Сопротивление в ГТ. Контракт в ГТ. Запрос. Включенность терапевта. Присутствие терапевта. Я-ты отношения. (Бубер) Диалог. Признание. Самораскрытие терапевта. Вовлеченность. Профессиональная этика. Конфиденциальность. Двойные отношения. Границы терапии.

Терапевтическая ситуация: Творческое приспособление. Творческое безразличие. Феноменология опыта. Самовыражение. Интенциональность. Со-творчество. Парадоксальная теория изменений. Экспериментирование. Интерсубъективность

Терапевтический процесс. Диагностика процесса. Пятислойная модель. Осознавание осознавания. Телесный процесс в ГТ. Конфликт. Автономия. Сепарация. Привязанность. Бли- зость. Поддержка и самоподдержка. Полярности. Метафоры и сновидения в ГТ.

Психопатология: Нарушения контакта. Нарушения селф. Патология поля. Психотический процесс. Пограничный процесс. Невротический процесс. Нарциссический процесс. Депрессивный процесс. Травма привязанности. Эмоциональная травма. Расщепление.

Супервизия в гештальт-подходе. Позиция супервизора. Очная супервизия. Заочная супервизия. Групповая супервизия

Групповая гештальт-терапия. Группа. Динамика группы. Групповой опыт. Групповые события.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Кодекс профессиональной этики гештальт-терапевта ОПП ГП

(принят на общем собрании гештальт-сообщества в 2003 г.) 

Кодекс профессиональной этики — это свод внутренних правил профессионального сообщества гештальт-терапевтов, который определяет границы профессиональных отношений между терапевтом и клиентом, между терапевтом и группой, между терапевтом и супервизором, терапевтом и терапевтом, терапевтом и обществом. 

Эти отношения строятся на:

  • утверждении равной ценности каждой личности,
  • признании уникальности каждой личности, независимо от
    расовых, этнических, религиозных, половых и возрастных различий,
  • признании важности автономии и саморегуляции личности в контексте межличностных отношений. 

Основные положения Кодекса Профессиональной Этики гештальт-терапевта:

Компетентность. Гештальт-терапевт определяет задачи психотерапии исходя из тех своих знаний, умений и навыков, которые необходимы для поддержки процесса развития личности клиента. В том случае, если терапевт не обладает необходимыми профессиональными знаниями или навыками, он обращается за помощью и сотрудничеством к соответствующим специалистам, коллегам или супервизору. Гештальт-терапевт осознает свои ограничения и работает в направлении повышения своей профессиональной компетентности. 

Отношения терапевта с клиентом являются профессиональными отношениями, которые регулируются устным или письменным договором, целью этих отношений является поддержка процесса творческого приспособления и развития личности клиента. Терапевт несет ответственность за поддержание профессиональных границ, стремится избегать отношений с клиентом вне терапевтических сессий (сексуальных, дружеских, профессиональных), не привносит в терапевтические сессии тематики, касающиеся личной жизни тера- певта, избегает работы с родственниками, друзьями, коллега- ми, с которыми находится в иерархических отношениях в рамках организации или проекта. 

Конфиденциальность. Конфиденциальность является необходимым принципом гештальт-терапии, гештальт-терапевт не разглашает информацию о жизни клиента. При необходимости супервизии он не пользуется настоящим именем клиента и легко узнаваемыми деталями. Терапевт организует работу так, чтобы конфиденциальность была максимально обеспечена. 

Контракт терапевта с клиентом – продукт информированного согласия между ними, заключается устно или письменно. В контракте определяется предмет и форму работы (индивидуальная, групповая, семейная терапия, терапия отношений). Контракт содержит указания на условия режима работы, количество встреч, оплаты, порядка отмены и про- пуска сессий, отпуска и перерывы в сессиях, условия супервизии, порядок завершения работы, особенности контакта с психиатром, отношения с родственниками клиента, особые ситуации. Контракт содержит понятные и разделяемые клиентом цели терапии. Клиенту доступна информация о подготовке и квалификации терапевта. В ходе работы контракт может пересматриваться на основе взаимного согласия. 

Информация о работе гештальт-терапевта дается в открытой и прямой форме, без использования сравнений и обесценивания работы коллег. Обсуждение коллег и их профессиональной деятельности в социальных сетях или открытых средствах информации должно быть предметным, вежливым и уважительным. Гештальт-терапевт избегает открытого обсуждения терапевтических и коллегиальных отношений в социальных сетях. Публичное обсуждение профессиональных конфликтов, противоречий и сомнений происходит при лич- ном участии сторон и в присутствие членов сообщества. 

Безопасность. Терапевт обеспечивает безопасность, конфиденциальность и приватность во время сессий. Терапевт организует удобное пространство для работы. При построении терапевтического эксперимента терапевт выбирает методы, подходящие для клиента. Терапевт заботится о том, чтобы по окончании сеанса клиент был в состоянии адекватно воспринимать реальность. Терапевт не использует клиента в личных интересах и целях. Терапевт заботится о собственной безопасности во время сеанса. 

Завершение отношений. Процедура завершения отношений между терапевтом и клиентом оговаривается в контракте. Отношения завершаются по обоюдному согласию между терапевтом и клиентом. Если клиент прерывает терапию до момента завершения, терапевт анализирует причины ухода и сообщает клиенту в удобной форме. Конфиденциальность по отношению к клиенту сохраняется и после окончания работы. Терапевт старается избегать личных отношений с клиентом и после завершения работы. 

Исследовательская работа может проводиться гештальт-терапевтом с ведома и согласия клиента. Результаты исследования докладываются анонимно и обобщенно, с соблюдением норм конфиденциальности по отношению к клиенту. 

Особые обстоятельства. Конфиденциальность может быть нарушена, если состояние клиента представляет опасность для него самого или для жизни других людей. При серьезных психических нарушениях для терапевта возможно предоставление необходимой информации психиатру. 

Программа подготовки гештальт-терапевтов производится на основании договора с соблюдением норм конфиденциальности и безопасности. 

Жалобы и протесты клиента рассматриваются Советом по Этике и Обществом Практикующих Психологов «Гештальт-подход». 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Литература по гештальт-терапии

Основы гештальт-терапии: 

  1. Перлз Ф., Гештальт-семинары ИОИ Москва, 1998. 
  2. Перлз Ф., Эго, голод и агрессия / Под ред. Даниила Н. Хломова, Перевод с английского Н.Б. Кедровой, А.Н. Кострикова — Москва, МГИ, «Смысл», 2000.
  3. Перлз Ф., Хеферлин Р., Гудмен П., Практикум по гештальт-терапии. — М.: Институт Психотерапии; 2001.
  4. Перлз Ф., Гештальт-подход, Свидетель терапии. — Пер. с англ. М. Папуша. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 224 с.
  5. Энрайт Д., Гештальт, ведущий к просвещению, или пробуждение от кошмара. Перевод Центра гуманистических технологий «Человек». —СПб., 1994 Терминологическая правка В. Данченко. К., 2002.
  6. Шоттенлоуэр Г., Рисунок и образ в гештальт-терапии. — Издательство Пирожкова, СПб, ИОИ, Москва. 2002. 
  7. Перлз Ф., Теория гештальт-терапии. — М.: ИОИ, 2004. 
  8. Кепнер Д., Телесный процесс. — М.: 2005.
  9. Окландер В., Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
  10. Робин Ж.-М., Гештальт-терапия. — М.: ИОИ, 2007.
  11. Хломов Даниил, Парадоксы гештальт-терапии. — М.: МГИ, 2008.
  12. Робин Ж-М., Построение и разрушение гештальтов. Выбор терапевта. — Воронеж: 2007. 
  13. Робин Ж-М., Быть в присутствии другого: этюды по психотерапии — М., ИОИ, 2008. 
  14. Манн Д., Сто вопросов про гештальт. — М.: МГИ, 2013. 
  15. Перлз Л., Жизнь на границе. — М.: МГИ, 2014.
  16. Зейгарник Б.В., Теория личности Курта Левина. — М., 2014.
  17. Джойс Ф., Силлс Ш., Гештальт-терапия шаг за шагом — М.: ИОИ, 2014.
  18. Зинкер Дж., Творческий процесс в гештальт-терапии. — М., 2014.
  19. М. Спаньоло Лобб, Сейчас ради потом. — М.: Феникс, 2015.
  20. Каллаган Дж., Руководство по Гештальт-терапии в традиции Дика Прайса, 2016.
  21. Уилер Г., Пересмотренный гештальт: новый подход к контакту и сопротивлению». — М: Смысл, 2019.
  22. Левин К., Теория поля в социальных науках. — Москва : Академический Проект, 2020.
  23. Франчесетти Дж., Введение в феноменолого-гештальтистскую психопатологию: краткое введение. — М.: ИОИ, 2022. 
  24. Федер Б., Групповая гештальт-терапия. Практическое руководство. 
  25. Сименс Х., Практическое руководство по гештальт-терапии. 
  26. Волантс Дж., Гештальт-терапия. Терапия ситуации. 

Дополнительная литература по гештальт-терапии: 

  1. Перлз Ф., Внутри и вне помойного ведра. — СПб., Петербург-XXI век, 1995. 
  2. К. Наранхо., Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  3. Польстер И., Польстер М., Интегрированная гештальт терапия. — М.: Класс, 1996. 
  4. Зинкер Дж., В поисках хорошей формы: гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. — М., 2000. 
  5. Невис Э., Организационное консультирование. — М 2002. 
  6. Уилер Г., Гештальт-терапия эпохи постмодерна: за пределами индивидуализма. — М., 2005.
  7. Лебедева Н., Иванова Е., Путешествие в гештальт: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005. 
  8. Мартель Б., Гештальт-терапия сексуальности. — М.: Речь, 2006. 
  9. Блез Ж., Перестать знать. Философия гештальт-терапии / под ред. Н.Б. Кедровой. Пер с франц. — Воро- неж: Самиздат, 2007.
  10. Федер Б., Очищая луковицу. Руководство по гештальт-терапии для клиентов. — М., 2011. 
  11. Булюбаш И., Руководство по гештальт-терапии. — М.: Психотерапия, 2011. 
  12. Ламперт Р., Работа с детьми в гештальт-терапии. — М.: МГИ. 2014. 
  13. Хломов Даниил, Калитеевская Е., Философия Гештальт-подхода. — М., 2017. 
  14. Франк Р., Достигая друг друга. — 2013. Казань: издательство Казанского университета, 2015. 
  15. Кедрова Н., Гештальт-терапия с детьми. В кн. Детская и подростковая психотерапия — М., 2016. 
  16. Окландер В., Скрытые сокровища: путеводитель по внутреннему миру ребенка. — М.: Когито-Центр, 2016. 
  17. Робин Ж.-М., Социальные изменения начинаются вдвоем. Эссе и лекции по гештальт-терапии. — М.: ИОИ, 2016.
  18. Филиппсон П., Эмерджентное self. Экзистенциальный гештальт-подход. — М.: Добросвет; ЦГИ, 2016, 
  19. Филиппсон П., Self в отношениях. — М.: Добросвет, серия Библиотека гештальт психотерапии, 2016. 
  20. Наранхо К., За живой гештальт. — М., 2016.
  21. Гингер С., Гингер А., Гештальт-терапия контакта. — М.: ИОИ, 2017.
  22. Моховиков А., Поверинова А., Кризис и травма в клинической гештальт-терапии. — Гельветика, 2018.
  23. Немиринский О., Личностный рост в терапевтической группе. — М.: ИОИ, 2018.
  24. Йонтеф Г.М., В поисках зеркала живого себя. Осонавание диалогового процесса. В 2-х тт. — Экзистенци- альная лаборатория, 2019. 
  25. Франчесетти Дж., Отсутствие — это мост между нами. Депрессивный опыт и работа с депрессией в перспективе гештальт-терапии. — М.: ИОИ, 2019.
  26. Кепнер Дж., Задачи исцеления. Психотерапия со взрослыми, пережившими в детстве насилие. — М., 2020. 
  27. Браунелл Ф., Гештальт-терапия. Руководство по современной практике. ИОИ, 2022. 
  28. Шох де Нефрон С., Работа с травмами в гештальт-терапии, М. 2022. 
  29. Дыхне Е., Голосова Н., Групповая психотерапия. Методические материалы к учебному курсу «Теория и прак- тика гештальт-терапии». — М.: 2007. 
  30. Стандарты ЕАГТ. 
  31. Сборники МГИ «Гештальт-1992-2023».

Литература по психологии, полезная для гештальт- терапевтов: 

  1. Зейгарник Б.В., Патопсихология. Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Издательство МГУ, 1986. 
  2. Изард К., Эмоции. — СПб.: Питер, 1999. 
  3. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. — М.: Смысл, 2002. 
  4. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 
  5. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. — СПб.: Питер, 2003. 
  6. Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики. — М.: Смысл, 2020. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
СТАНДАРТЫ СЕРТИФИКАЦИИ по Программе подготовки гештальт-терапевтов «Московский Гештальт Институт»

Первая ступень подтверждается сертификатом участия в программе. 

Вторая ступень подтверждается сертификатом завершения 1 и 2 ступени. 

Для допуска к сертификации завершения 2 ступени по Программе МГИ необходимы: 

  1. Наличии высшего психологического образования, или любого высшего образования, которое подтверждается дипломом государственного образца с подготовкой по психологии в объеме:
    • Теории личности / теории развития: не менее 30 часов (рекомендовано 60 часов);
    • Патопсихология / клиническая психология: не менее 30 (рекомендовано 60 часов);
    • Основы общей психологии (в общую психологию входит: Понятие о психике. Эволюционное развитие психики. Психология познавательных процессов): не менее 30 часов. (Рекомендовано 60 часов).

  2. Выполнение всех необходимых стандартов участия в программе 1 и 2 ступеней, которые подтверждаются записями в учетной книжке и сертификатами специализаций и спецкурсов Программы МГИ, интенсивов и рекомендацией руководителя программы. Рекомендация руководителя действительная в течение 2-х лет, в дальнейшем необходимо посещение супервизорской группы (90 часов) и рекомендация от руководителя этой группы. 

Сертификация выпускников 2 ступени МГИ состоит из двух этапов. 

  1. Описание трех терапевтических случаев (в письменном виде) самостоятельной работы под супервизией, один из которых должен быть не менее 25 встреч с одним клиентом, второй — не менее 10 встреч с одним клиентом и третий случай — не менее 6 встреч с клиентом (может быть с ребенком, подростком, парой, семьей, группой, в онлайн-формате. Может быть использована работа с клиентом на интенсиве, включая  описание взаимодействия с супервизором).
    Качество представленных случаев работы и их соответствие гештальт-подходу подтверждается 3-мя письменными рецензиями аккредитованного супервизора ОПП «Гештальт-подход». При желании выпускник может представить отдельные рецензии на каждый из случаев от разных рецензентов.
  2. Демонстрация терапевтом своей работы с клиентом на открытой сертификации в присутствии сертификационной комиссии Программы МГИ и обсуждение работы с комиссией.

 

Демонстрационная работа должна соответствовать следующим критериям: 

  1. гештальт-терапевт внимателен и чувствителен к феноменологии клиента здесь и сейчас; поддерживает процесс осознавания клиента; 
  2. гештальт-терапевт поддерживает целостность опыта клиента, работает с динамикой фигуры/фона; 
  3. гештальт-терапевт поддерживает диалогические отношения с клиентом; уважает и поддерживает его автономию и саморегуляцию; 
  4. гештальт-терапевт соотносит свои действия с последовательностью цикла опыта; 
  5. гештальт-терапевт может использовать гештальт-теорию для диагностики клиента; 
  6. гештальт-терапевт может описать свои выборы и стратегии работы с позиции целей и методов гештальт-терапии. 

Успешное выполнение требований и прохождение сертификации подтверждают квалификацию гештальт-терапевта. В случае условного зачета сессии условия должны быть выполнены в течение 2-х лет. В случае незачета повторный показ работы может быть через год. 

Третья ступень подтверждается сертификатом завершения 3 ступени. 

Для допуска к сертификации завершения 3 ступени по Программе МГИ необходимы: 

1. Наличие высшего образования по психологии (базовое образование или переподготовка), которое подтверждается дипломом государственного образца. 

2. Наличие сертификата гештальт-терапевта. 

3. Выполнение всех необходимых стандартов участия в программе 3 ступени, которые подтверждаются записями в учетной книжке и сертификатами Программы МГИ и рекомендациями руководителей программы. Рекомендации руководителей действительны в течение 2-х лет, в дальнейшем необходимо посещение супервизорской группы (90 часов) и рекомендация от руководителя этой группы. 

Сертификация выпускников 3 ступени Программы МГИ состоит из трех этапов. 

1. Описание случая (в письменном виде) проведения супервизии длительностью не менее 9 встреч, качество и соот- ветствие гештальт-подходу подтверждается письменной рецензией аккредитованного супервизора или тренера. 

2. Описание (в письменном виде) самостоятельного авторского проекта по гештальт-подходу, который проходил в течение как минимум 1 сезона. Качество работы и соответствие гешталь-подходу подтверждается письменными рецензиями аккредитованных тренеров в гештальт-подходе. Проект должен быть посвящен практике гештальт-терапии или супервизии.

3. Доклад на конференции 3 ступеней Программы МГИ и обсуждение доклада с коллегами.

Проект должен соответствовать следующим критериям: 

  1. Проект должен быть посвящен практике гештальт-терапии или гештальт-подхода; 
  2. Проект должен быть длительностью не менее 9 месяцев; 
  3. Проект должен быть авторским, то есть задуман, практически осуществлен и осмыслен автором; 
  4. Описание проекта должно содержать изложение замысла, событий, действий автора и их обоснований и выводы;
  5. Проект должен быть осмыслен с точки зрения философии и методологии гештальт-подхода.

Успешное выполнение всех требований и прохождения сертификации подтверждают совершенствование в гештальт- терапии и квалификацию супервизора и ведущего групп. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Договор участника и руководителя Программы МГИ

При начале каждой ступени, спецкурса, специализации, интенсива участник и руководитель программы заключают устный или письменный нефинансовый договор, в котором обозначается согласие сторон по следующим пунктам: 

1. Руководитель предоставляет всю необходимую информацию о программе, а участник подтверждает, что он ознакомлен с содержанием программы, с условиями и требованиями к участникам. 

2. Руководитель программы обеспечивает участников Программы МГИ информацией о наличии всех доступных необходимых форматов подготовки гештальт-терапевтов, а участники обеспечивают свое присутствие и получение необходимого опыта гештальт-терапии.

3. Руководитель программы обеспечивает качество реализации Программы МГИ (квалификация тренеров, наполне- ние программы), участник своевременно выполняет обязательные самостоятельные задания. 

4. Участник программы соглашается участвовать в учебных заданиях и выступать в качестве «учебных клиентов» и «учебных терапевтов» и принимает ответственность за свою безопасность и безопасность других участников при выполнении учебных заданий. Тренер Программы МГИ принимает ответственность за доступность и экологичность предлагаемых заданий.

5. В договоре проговаривается или прописывается: 

  • длительность программы (по взаимной договоренности можно увеличить количество часов программы); 
  • возможные форматы работы (очное присутствие, он-лайн форматы); 
  • сроки семинаров и сроки завершения; 
  • условия пропусков;
  • условия отмен семинаров или замен ведущих.

6. В договоре проговариваются или прописываются требования к соблюдению Кодекса профессиональной этики гештальт-терапевта всеми участниками процесса: 

  • сохранение конфиденциальности;
  • поддержка автономии;
  • ответственность за профессиональную компетентность;
  • ответственность за границы отношений.

7. В договоре подтверждается согласие участников и руководителя с перечисленными условиями.
8. Конфликтные вопросы решаются обращением в Профсовет Программы МГИ/ОПП «ГП». 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
СТАНДАРТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ МГИ

Мероприятия Программы МГИ засчитываются в академических часах (академический час равен 45 минутам). 

Основная подготовка гештальт-терапевтов осуществляется на группах 1, 2 и 3 ступеней. Специализации, спецкурсы, интенсивы являются дополнительными программами, они не могут заменить участие в базовых программах.

1) Группа 1 ступени — постоянная закрытая группа:

  • размер группы 7-18 человек;
  • с группой работают постоянные ведущие (1-3 ведущих);
  • длительность базовой группы 1 ступени 180 часов (6 встреч по 30 часов, 8 встреч по 25 часов или 9 встреч по 20 часов); 
  • каждый семинар длится 20-30 часов;
  • интервал между встречами — 1-2 месяца;
  • работа в формате онлайн может составлять не более 30 часов;

2) Группа 2 ступени — постоянная закрытая группа:

  • размер группы 12-27 человек;
  • с группой работает 1-3 постоянных ведущих и 4-5 приглашенных ведущих. Хотя бы 4 ведущих должны иметь статус тренера или ведущего тренера; 
  • длительность базовой группы 2 ступени 420 часов (14 встреч по 30 часов, 18 встреч по 25 часов или 21 встреча по 20 часов); 
  • каждый семинар длится 20-30 часов;
  • интервал между встречами 1,5-2,5 месяца;
  • работа в формате онлайн может составлять не более 60 часов.

3) Группа 3 ступени — постоянная группа 24-48 человек: 

  • с группой работает 3-4 постоянных ведущих и могут быть 2-3 приглашенных ведущих;
  • длительность базовой группы 3 ступени 420 часов (11 встреч по 40 часов или 14 встреч по 30 часов); 
  • каждый семинар длится 30-40 часов
  • интервал между встречами 2,5-3,5 месяца работа в формате онлайн может составлять не более 90 часов;

4) Специализация — постоянная группа:

  • размер группы 7-30 человек;
  • с группой работают ведущие, имеющие подготовку в данном направлении;
  • длительность специализации — 120-180 часов;
  • каждый семинар длится 3-30 часов;
  • специализация может быть утверждена профсоветом в формате онлайн;
  • интервал между встречами — 1 неделя-2 месяца;
  • специализация подтверждается сертификационной работой.

5) Спецкурс: 

  • размер группы 7-24 человек; 
  • с группой работают ведущие, имеющие подготовку в данном направлении; 
  • длительность спецкурса 80-120 часов;
  • каждый семинар длится 3-30 часов;
  • спецкурс может быть утвержден профсоветом в формате онлайн;
  • интервал между встречами — 1-2 месяца.
  • спецкурс подтверждается сертификационной работой. 

6) Интенсив:

  • число участников 48-300 человек;
  • на интенсиве должны быть группы клиентского, терапевтического и супервизорского опыта; 
  • на интенсиве ведут группы тренеры, имеющие соответствующие статусы; 
  • длительность интенсива — 6-9 дней, 60-90 часов, (1 день — 10 акад. часов) 
  • интенсив может быть утвержден Профсоветом в формате онлайн.

7) Терапевтический шаттл:

  • число участников 12-24 человека;
  • на шаттле должны быть группы клиентского опыта;
  • на шаттле работают аккредитованные терапевты, супервизоры и тренеры;
  • длительность шаттла — 30-60 часов. (1 день — 5 акад.часов);
  • шаттл может быть утвержден профсоветом в формате онлайн.

8) Супервизорский шаттл:

  • число участников 12-24 человека;
  • на шаттле должны быть группы терапевтического опыта;
  • длительность шаттла — 30-60 часов. (1 день — 5 акад.часов);
  • на шаттле работают аккредитованные супервизоры и тренеры;
  • шаттл может быть утвержден Профсоветом в формате онлайн.

9) Конференция: 

  • число участников от 30 человек; 
  • на конференции должны быть лекции, круглые столы, мастерские, доклады, процесс-группы; 
  • длительность конференции — 1-4 дня (1 день — 10 акад. часов); 
  • конференция может быть утверждена Профсоветом в формате онлайн;
  • должно быть предусмотрено время для собрания сообщества с возможностью аккредитации терапевтов и супервизоров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 
Основные темы второй ступени

Данный список тем перенесен из второй редакции ПРОГРАММЫ МГИ.

1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).

2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции Селф. Динамика Селф. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.

3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.

4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.

5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.

6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.

7. Кризис и травма.

8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.

9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.

10. Принципы и приложения этики.

Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.

©Профсовет ОПП «ГП»