Тезисы о гештальт-педагогике
Автор: Рейнгард Фюр
Рейнгард Фюр — доктор педагогических наук, руководитель дидактических общешкольных исследований, доцент Геттингенского Университета, в качестве дополнительного образования окончил курс гештальт-терапии и гештальт-педагогики.
В связи с интенсивным развитием гештальт-педагогики в России (мы используем гештальт-подход при психологическом тренинге учителей и школьных психологов начиная с 1989 года, свыше 1000 учителей из разных инновационных образовательных учреждений обнаружили интерес к концептуальным представлениям гештальта и его прикладным аспектам), краткое изложение ее базовых принципов и содержания гештальт-педагогической подготовки педагогов может оказаться полезным для всех, кто интересуется применением гештальт-подхода в образовании.
Нифонт Долгополов
Гештальт-педагогика — гештальт-философски и гештальт-терапевтически обоснованная практика в педагогической области: основные сферы как например, школьные занятия во всех формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов; общинная и общественная работа; работа с учебными группами в различных контекстах.
Каждый раз для специфического контекста для ситуации и деятельности гештальт-педагоги дополнительно привлекают релевантные своей практической сфере понятия и методы в той мере, насколько они совместимы с основными положениями гештальт-философии и гештальт-терапии.
Основные принципы философии и теории гештальт-терапии [1].
— Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле «организм / среда». Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения «фигура — фон» со всеми прерываниями и нарушениями. — Знание и познание рассматриваются не как объективно данные, когда речь идет об их усвоении, а как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта.
— Учащийся рассматривается как живой целостный организм, чей процесс контакта поддерживается следующими функциями Я: Оно, Эго, функцией персона. Поддерживающие функции Я формируются чередований влияний различного рода: индивидуальной биографии, социальных, культурных и экономических условий и приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим образом.
— Цель учебного процесса — это эволюция «живого» в поле «организм / среда» посредством порождения порождение многообразия, посредством чередования хаоса и порядка, а также путем разрушения старого и складывания нового.
Принципы организации оформления и рефлексии гештальт-педагогической практики:
— Гештальт-педагогическая практика складывается как диалектическая смена сознательного опыта теоретической рефлексии (саморефлексии). Теоретически и субъективно проводимое связывание всех учебных содержаний и всего опыта в учебном процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту (истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям).
— Гештальт-терапевтические действия и размышления концентрируются на структурах и образцах, которые выражаются во взаимосвязи в поле организм — среда и подвержены историческому изменению. Эти структуры и образцы становятся доступными и развиваются посредством тем и заданий, а также посредством сознательного опыта в ходе учебного процесса и его (само-) рефлексии.
Гештальт-педагогическая подготовка и повышение квалификации.
Оба этих процесса концентрируются на «личностном образовании» (формировании) педагогов и на их профессиональном анализировании.
Личностно-образовательные аспекты подготовки и повышении квалификации заключаются, наряду с общим, основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека (Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:
— наработка собственной истории учения: в особенности важным является отношение к авторитетам и образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного творческого потенциала и спонтанности.
— работа с близостью и дистанцией, симпатией и антипатией, а также с предрассудками против других людей, деловых сфер и вещей.
— осознание и расширение собственных возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей самому критиковать и одобрять.
— осознание и дальнейшее развитие собственных образцов поведения при общении с хаосом и порядком, с невероятными ситуациями, кризисами и конфликтами.
— осознание и расширение возможностей быть видным в учебной группе как личность и оберегать это.
— сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.
— сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.
Профессиональные аспекты подготовки и повышения квалификации включают — наряду с общепедагогическими способностями — прежде всего следующие способности и трудности:
— брать на себя функции руководителя и справляться с ними; тем самым затрагивается проблематика идентичности педагога в определенной ролевой функции, в учрежденческой и политической взаимосвязи («компетенция в руководстве»).
— вступать в более долгосрочные педагогические связи, сохранять и формировать их («компетенция в отношениях»).
— воспринимать и понятийно определять групповой процесс и процесс каждого в группе (включая себя самого) («компетенция в групповой динамике»).
— планировать и структурировать учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством формулирования целей и задач, посредством временного и пространственного оформления, посредством применения различных, приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы, а также посредством проверки и подведения итогов учебных результатов. («дидактическая компетенция»).
— оценивать готовность и возможности участника целостно отвечать на требования учебного процесса; поддерживать этого человека в его готовности и способностях соразмерно его потребности в этом, вместо того, чтобы превышать или принижать требования.
— консультировать группу и отдельного человека, в особенности, принимая во внимание дополнительную, вспомогательную или дальнейшую учебную деятельность («педагогическая консультационная компетенция»).
Пограничные области с другими сферами применения гештальта.
Гештальт-педагогика имеет самобытную сферу задач в организации и творческом формировании учебного процесса для группы и каждого в отдельности. Гештальт-педагогика граничит, с одной стороны, с областью терапевтических задач, которая охватывает совокупность специальных аспектов биографического углубления (например, наработка индивидуальной и специфической для поколений жизненной истории), с другой стороны, — с консультированием, где проясняются проблемы и затруднения отдельного человека и учебный процесс соотносится с условиями в поле среды, где предоставляется уже готовая информация. Благодаря использованию запаса знаний — также развиваемых в педагогических традициях — гештальт-педагогика может оказывать плодотворное влияние на терапию и консультирование и наоборот (напр. руководство по рефлексии общего учебного процесса, по сбору и переработке информации, по использованию самобытных возможностей, по выявлению препятствий к обучению etc.), а также быть действенным против вызванной школьными и аналогичными школьным стрессовыми ситуациями невротизации учащихся.
[1] Приминительно к базовым педагогическим понятиям (прим. ред.)