Семейная терапия: интегративный гештальт подход

Специализация / 180 ч.
11.02.2019 - 13.02.2019
Москва
Ведущие
Олифирович Н. И. (Ведущий тренер)
Хломов Д. Н. (Ведущий тренер)
Уласевич Т. (Супервизор)
Шапель А. (Асс. тренер)
Малейчук Г. (Ведущий тренер)
Воскресенская Е. (Ведущий тренер)
Руководители программы
Содержание

1. Основные понятия и принципы системной семейной терапии.
Понимание семьи как системы. Параметры семейной системы: структурные, процессуальные и исторические параметры.
Структурные параметры. Структура семьи: состав семьи и основные параметры. Типы дисфункциональных семейных структур. Диагностика и техники работы с семейной структурой.
Динамические параметры. Процесс функционирования семьи. Жизненный цикл семьи. Коммуникация в семье. Регуляторы семейной системы.
Исторические параметры. Работа с семейной историей. Концепция «семейной истории» в рамках психодинамического и трансгенерационного подходов. Работа с семейной историей. Техника «Генограмма» (М. Боуэн). Отработка навыков построения и анализа генограммы. Мультифокусированная генограмма. Геносоциограмма. Семейные мифы. Семейные сценарии. Метод системных семейных расстановок.

2. Этапы и кризисы развития семьи. Психологические проблемы и задачи развития семьи на основных этапах ее жизненного цикла. Ненормативные кризисы семьи: измена, развод, инцест, болезнь, смерть одного из членов семьи и др. Основные направления психологической помощи семье, переживающей кризис.
3. Организация процесса семейной терапии. Структура первой встречи и заключение контракта с семьей. Организация процесса работы с семьей в системной семейной терапии. Классификация технических приемов работы с семьей. Техники интервьюирования семьи. Циркулярное интервью. Техники, направленные на изменения поведения членов семьи. Парадоксальные техники.
4. Арт-терапия в работе с семьей. Особенности арт-терапевтических методов. Виды арт-терапии. Использование техник арт-терапии в работе с семьей: «Рисунок семьи» и различные вариации данной техники, «Каракули Винникота», «Коллаж», «Маски», «Совместный рисунок», «Семейный (родовой) герб» и др. Метафорические карты. Сказкотерапия. Метафорические ассоциативные карты в семейной, детской и супружеской терапии.
5. Работа супружескими парами. Принципы организации психотерапевтической работы с супружескими парами. Аспекты супружеских отношений, служащие полем для интервенций (процесс и содержательная сторона общения супругов, концепция баланса, способы сопротивления). Восстановление контакта в супружеской паре. Техники прояснения коммуникаций. Эмоционально-фокусированная терапия супружеских пар: специфика работы. Гештальт-подход в работе с парами. Гендерный аспект супружеских отношений: мужские и женские роли в семье.
6. Работа с сексуальными проблемами. Работа с сексуальностью супругов. Гештальт-подход в работе с семьей (Б. Мартель). Работа с циклом сексуальной реакции. Сексуальные дисфункции, их причины, классификация, методы работы. Агрессия и любовь в сексуальных отношениях. Работа с сенсорными каналами. Работа с сексуальными фантазиями и метафорами. Сексуальные расстройства у женщин. Сексуальные расстройства у мужчин. Сексуальные извращения (парафилии): основные направления и принципы психологической помощи. Гомосексуальность, гетеросексуальность, бисексуальность.
7. Работа с детьми. Основные понятия и принципы работы с детьми. Организация терапевтического процесса в работе с детьми в гештальт-подходе (Н.Кедрова, В.Оклендер). Особенности установления контакта с ребенком. Формы нарушения контакта (слияние, интроекция, проекция и др.). Способы работы с детским сопротивлением.
Гештальт-терапевтические техники и приемы при работе с детскими страхами и агрессивностью. Психологическая помощь гиперактивному и замкнутому ребенку. Способы работы с детской виной и одиночеством. Терапия детско-родительских отношений.
8. Психосоматика в семье. Телесно-психическая матрица. Раннее развитие психики. Слияние: одна жизнь на двоих. Влияние способности матери трансформировать физическую или психологическую боль ребенка на становление его идентичности. Интроекции неустойчивых семейных констелляций как фактор соматизации детей. Соматизация как защита. Работа с психосоматическими и соматоформными расстройствами. Симптом как семейное послание.
9. Зависимость как семейный симптом. Классификация зависимостей. Понятие о созависимости. Исторический аспект возникновения зависимости в семье. Особенности функционирования семей с химической зависимостью: структурные дисфункции, нарушение коммуникаций, характерные роли в семье с химической зависимостью. Особенности психотерапии семей с химической зависимостью.
Практикум включает знакомство с основными направлениями и подходами семейной терапии, овладение базовыми умениями и навыками семейного психотерапевта, процесс-анализ терапевтических сессий в ходе работы над собственными семейно-обусловленными проблемами.
Домашние задания включают чтение рекомендованной литературы и отработку технических навыков (проведение отдельных методик и целиком встреч с семьями и парами).
Семинары проходят в будние / выходные дни: (3 дня по 7 часов в день). Общее количество академических часов - 180, длительность программы –1,5 года.
Для участников, не обучающихся в гештальт-программах, рекомендуется дополнительно пройти 30 часов практикума для отработки основных навыков и техник интревьюирования клиента в малых группах (тройках) и посетить специализированный летний интенсив.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
Наталья Олифирович, кандидат психологических наук, системный семейный психолог, специалист в области эмоционально-фокусированной супружеской терапии, автор книги «Семейные тайны», соавтор 4-х учебников, 2-х монографий и более 50-ти научных статей по психологии и психотерапии семьи

ТРЕНЕРСКИЙ СОСТАВ:
Алена Воскресенская, гештальт-терапевт (сертификат ЕАГТ), кандидат педагогических наук, исполнительный директор Белорусского Республиканского общественного объединения психологов и психотерапевтов "Гештальт Подход", семейный и кризисный психолог, специалист в области пищевого поведения

Анастасия Шапель, гештальт-терапевт (сертификат ЕАГТ), магистр психологических наук, детский и семейный психолог

Геннадий Малейчук, гештальт-терапевт (сертификат ЕАГТ), кандидат психологических наук, специалист в области психосоматики, автор ряда статей, книг и монографий по психологии

Денис Хломов, гештальт-терапевт (сертификат ЕАГТ), ведущий тренер

Тина Уласевич, семейный психолог, сексолог, арт-терапевт, автор более 40 научных и научно-популярных статей по семейной психологии

Формат мероприятия

3-хдневные семинары

201