СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД

Записаться на мероприятие

Руководители программы

   Олифирович Н.И.

Организаторы программы

   Олифирович Н.И.

Ведущие

   Олифирович Н.И. (Ведущий тренер)
   Скуратович Е.И. (Ведущий тренер)
   Воскресенская Е.В. (Тренер)
   Шапель А.Ю. (Асс. тренер)
   Малейчук Г.И. (Ведущий тренер)
   Уласевич Т.В. (Супервизор)

Описание программы

Содержание

Описание программы
Содержание
1. Основные понятия и принципы системной семейной терапии.
Понимание семьи как системы. Параметры семейной системы: структурные, процессуальные и исторические параметры.
Структурные параметры. Структура семьи: состав семьи и основные параметры. Типы дисфункциональных семейных структур. Диагностика и техники работы с семейной структурой.
Динамические параметры. Процесс функционирования семьи. Жизненный цикл семьи. Коммуникация в семье. Регуляторы семейной системы.
Исторические параметры. Работа с семейной историей. Концепция «семейной истории» в рамках психодинамического и трансгенерационного подходов. Работа с семейной историей. Техника «Генограмма» (М. Боуэн). Отработка навыков построения и анализа генограммы. Мультифокусированная генограмма. Геносоциограмма. Семейные мифы. Семейные сценарии. Метод системных семейных расстановок.

2. Этапы и кризисы развития семьи.
Психологические проблемы и задачи развития семьи на основных этапах ее жизненного цикла. Психологическая помощь семье, переживающей нормативный кризис. Ненормативные кризисы семьи: измена, развод, инцест, болезнь, смерть одного из членов семьи и др. Основные направления психологической помощи семье, переживающей ненормативный кризис.

3. Организация процесса семейной терапии. Техники семейной терапии. Структура первой встречи с семьей. Заключение контракта с семьей. Организация процесса работы с семьей в системной семейной терапии. Классификация технических приемов работы с семьей. Техники интервьюирования семьи. Циркулярное интервью. Техники, направленные на изменения поведения членов семьи. Парадоксальные техники.

4. Арт-терапия в работе с семьей.
Особенности арт-терапевтических методов. Виды арт-терапии. Использование техник арт-терапии в работе с семьей: «Рисунок семьи» и различные вариации данной техники, «Каракули Винникота», «Коллаж», «Маски», «Совместный рисунок», «Семейный (родовой) герб» и др. Метафорические карты. Сказкотерапия. Метафорические ассоциативные карты в семейной, детской и супружеской терапии.

5. Работа супружескими парами.
Принципы организации психотерапевтической работы с супружескими парами. Аспекты супружеских отношений, служащие полем для интервенций (процесс и содержательная сторона общения супругов, концепция баланса, способы сопротивления). Восстановление контакта в супружеской паре. Техники прояснения коммуникаций. Эмоционально-фокусированная терапия супружеских пар: специифика работы. Гештальт-подход в работе с парами.
Гендерный аспект супружеских отношений: мужские и женские роли в семье.

6. Работа с сексуальными проблемами.
Работа с сексуальностью супругов. Гештальт-подход в работе с семьей (Б. Мартель). Сексуальный цикл, работа с циклом сексуальной реакции. Сексуальные дисфункции, их причины и классификация. Работа с сексуальными дисфункциями. Агрессия в сексуальных отношениях. Работа с сенсорными каналами. Работа с сексуальными фантазиями и метафорами. Сексуальные расстройства у женщин. Сексуальные расстройства у мужчин. Сексуальные извращения (парафилии): основные направления и принципы психологической помощи. Гомосексуальность, гетеросексуальность, бисексуальность.

7. Работа с детьми.
Основные понятия и принципы работы с детьми. Организация терапевтического процесса в работе с детьми в гештальт-подходе (Н.Кедрова, В.Оклендер). Особенности установления контакта с ребенком. Формы нарушения контакта (слияние, интроекция, проекция и др.). Способы работы с детским сопротивлением.
Гештальт-терапевтические техники и приемы при работе с детскими страхами и агрессивностью. Психологическая помощь гиперактивному ребенку. Психологическая помощь замкнутому ребенку. Способы работы с детской виной и одиночеством. Терапия детско-родительских отношений.

8. Психосоматика в семье. Телесно-психическая матрица. Раннее развитие психики. Слияние: одна жизнь на двоих. Влияние способности матери трансформировать физическую или психологическую боль ребенка на становление его идентичности. Интроекции неустойчивых семейных констелляций как фактор соматизации детей. Соматизация как защита. Работа с психосоматическими и соматоформными расстройствами. Симптом как семейное послание.

9. Зависимость как семейный симптом. Классификация зависимостей. Понятие о созависимости. Исторический аспект возникновения зависимости в семье. Особенности функционирования семей с химической зависимостью: структурные дисфункции, нарушение коммуникаций, характерные роли в семье с химической зависимостью. Особенности психотерапии семей с химической зависимостью.

Практикум включает знакомство с основными направлениями и подходами семейной терапии, овладение базовыми умениями и навыками семейного психотерапевта, процесс-анализ терапевтических сессий в ходе работы над собственными семейно-обусловленными проблемами.

Домашние задания включают чтение рекомендованной литературы и отработку технических навыков (проведение отдельных методик и целиком встреч с семьями и парами).

Индивидуальная/семейная терапия (20 часов) у одного из рекомендованных лицензированных специалистов.

Семинары проходят в выходные дни: суббота, воскресенье (по 6 часов в день). Общее количество академических часов - 240 (15 двухдневных встреч), длительность программы – 1,5 года.

Формат мероприятия
Двухдневные встречи. Лекции. Практикум. Отработка навыков и техник. Экзамен. Сертификация, включающая защиту случая

Адрес

Г. Нур-Султан (Астана)

Формат мероприятия

Двухдневные встречи. Лекции. Практикум. Отработка навыков и техник. Экзамен. Сертификация, включающая защиту случая

18