Ресурсы гештальт-терапевта в работе с психотравмой
Ресурсы (от фр. recourse, что означает «вспомогательное средство») – это условия, позволяющие получить определенный результат. В контексте данной программы, мы предлагаем считать ресурсами для терапевтов теоретические знания о психической травме и гештальт-подходе, навыки работы с травмой и способность терапевта к саморегулированию в процессе работы с клиентом при проживании травматического опыта.
Цель курса: получение системы теоретических знаний и практических навыков для работы с психической травмой и ее последствиями.
Задачи курса:
- ознакомится с основами терапии травмы с точки зрения гештальт-подхода
- приобрести навык диагностики психологической травмы у клиента
- изучить виды травм, стратегии психологической работы и способы их переработки в гештальт-подходе
- сформировать навыки осознанной работы с клиентами с психической травмой.
Программа
1 семинар Понятие о психической травме. Виды травм. Применение гештальт теории к работе с психической травмой. Симптомы психотравмы и феноменология травмированных клиентов. Нейрофизиологические механизмы травмы. Приемы работы с клиентами в состоянии гипер- или гипоактивации. Понятие о ресурсах и формирование ресурсных состояний у клиента и терапевта.
2 семинар Шоковая травма и особенности работы с ней. Посттравматическое стрессовое расстройство – условия перехода травмы в ПТСР. Травма как незавершенная телесная реакция: бегство, борьба, замирание. Метод соматического переживания, «воронка травмы и воронка исцеления» (П. Левин).
3 семинар Травма потери (утраты). Этапы горевания, особенности работы на каждом из них, критерии завершения. Виды горя. Проживание горя с точки зрения кривой контакта и форм его прерывания.
4 семинар. Травмы развития. Нарушения привязанности (довербальные травмы) и ее влияние на проживание травмы. Особенности контакта и терапевтических отношений в работе с травмой. Сопереживающее присутствие. Восстановление границы контакта. Комбинированные травмы.
5 семинар Особенности работы со взрослыми, пережившими насилие в детстве. Риски ретравматизации в терапии. Этика и экология терапии травмы.
6 семинар Супервизорская встреча. Формирование навыков осознанной работы с клиентами с психической травмой.
7 семинар Сертификация. Интегрирование теории, практики и личного опыта. Письменная теоретическая работа, описание случаев применения знаний и навыков, представление своей работы (в очном или заочном) формате.
Специфические компетенции гештальт-терапевтов для работы с психической травмой, формирующиеся в данной программе:
• Заключение договора на терапию травмы.
• Умение различать простые и комбинированные травмы, острые, старые и хронические.
• Умение отслеживать последовательность контакта в случае травмы.
• Поддерживать клиента в процессе восстановления его чувства самоконтроля, границ self.
• Умение контейнировать сильные эмоции путем фокусирования внимания и присутствия на границе контакта.
• Умение помогать клиенту в осознавании тела и контейнировании телесных реакций путем сонастройки, специфических телесных интервенций (работа с дыханием), «заземления» и тактильным контактом.
• Умение поддержать клиента в процессе его движения к интеграции, завершению гештальта, принятию в себе пост-травматических изменений и поиске новых жизненных ориентиров.
7 встреч по 2,5 дня (пятница 16-20, суббота и воскресенье 10-18): 5 учебных встреч, 1 супервизорская и сертификация.
В случае совпадения мероприятия и базовой программы у участника базовая программа является приоритетной, сессия не оплачивается, материалы предоставляются.
В иных случаях пропуск встречи оплачивается. При пропуске 2 сессий участник отстраняется от участия в учебном процессе.
Участниками программы могут быть практикующие психологи, гештальт-терапевты, участники Программы базовых программ по гештальт-терапии (начиная со 2 года участия в Программе на 2 ступени).