Работа с психологическими травмами и кризисами

Специализация / 180 ч. / Кризисы и травмы
01.10.2022 - 01.10.2023
Курск
Ведущие
Меланьина А. А. (Ведущий тренер)
Толчеева А. А. (Ведущий тренер)
Лобойко Н. К. (Асс. тренер)
Организаторы программы
Содержание

Работа с психологическими травмами и кризисами в гештальт-терапии

Программа предназначена для студентов и выпускников базовых программ по гештальт-терапии, практических психологов или формирующих свою практику специалистов.

Предполагаемые навыки и умения – диагностические:
- определять стадию стресса;
- отличать острую стрессовую реакцию от отложенной;
- отличать психологическую травму от других феноменов, различать между собой различные виды травм, выявлять посттравматическое стрессовое расстройство, вычленяя последствия травматического воздействия;
- ориентироваться в этапах «работы горя»;
- определять травму развития;
- диагностировать психологический кризис;
- определять феноменологию, проявляющуюся в связи с переживанием возрастного кризиса (по Л.С. Выготскому и Э. Эриксону).

Предполагаемые навыки и умения – особенности сеттинга, терапевтической позиции, интервенций и отношений между терапевтом и клиентом:
- устанавливать безопасность и доверительные отношения, объяснять клиенту особенности его состояния, отвечая на его вопросы;
- поддерживать проживание чувств клиентом, выдерживать сильные чувства, конфронтировать с избеганием переживаний, обеспечивая достаточную поддержку для их появления в присутствии терапевта;
- «контейнировать», переводить чрезмерное тревожное возбуждение клиента в возможное для проживания и называния;
- устанавливать и поддерживать длительные терапевтические отношения;
- применять телесно-ориентированные техники в случае необходимости;
- объяснять клиенту особенности его состояния в случае необходимости.

Программа включает в себя теоретический материал и практические упражнения. Часть предложенных упражнений выполняется во время семинара, другая – в микрогруппах между трехдневками, некоторые задания даются для самостоятельной работы для закрепления пройденного материала. Предполагаются демонстрационные сессии в кругу, в том числе перед работой участников в микрогруппах «терапевт-клиент-наблюдатель».

Содержание программы:

Стресс
Теория стресса Г. Селье – определение, общий адаптационный синдром, физиологические резервы, эустресс и дистресс, стадии, типы врожденных реакций. Классификация стрессовых расстройств по МКБ-10, в частности острый стресс, ПТСР, расстройство социальной адаптации. Гипотеза о «триедином мозге» П. Маклина.

Шоковая травма
Определение психологической травмы, ее признаки и последствия: психофизиологические, феномен «капитуляции» Г. Кристалл, алекситимия, депрессивные расстройства, тревожность. Специфика взглядов на травму в разных направления: психоаналитический, экзистенциальный подход В. Франкла, когнитивно-поведенческий, телесно-ориентированный П. Левина и сопоставительный анализ с основными идеями о травме в гештальт-подходе. Некоторые «условия» возникновения травмы: субъективное восприятие ситуации как опасной, неотвратимость события, чувство беспомощности и потери контроля, индивидуальные особенности, отсутствие эмоциональной поддержки. Клинические симптомы шоковой травмы.

Травма развития
«Инфантильная травма» как рост ребенка в особых условиях необходимых для развития личности ресурсов. Представления объект-теоретиков и их последователей (М. Кляйн, А. Фрейд, Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, Х. Кохут, М. Малер, Д. Штерн, В. Бион). О. Кернберг о формировании личности ребенка в ситуации длительного насилия. Проявления травмы развития во взрослом возрасте. Представление о травме развития в телесно-ориентированном подходе. Структуры характера и принципы работы с травмой развития в бодинамике Л. Марчер и др. Феномен насилия в межличностных отношениях (по Дж. Кепнер).

Работа с травмой
Принципы экстренной психологической помощи в ситуации острого стресса. Эмоциональные или травмы отношений, потери и работа горя. Психологическая работа с постравматическим стрессом. Особенности и задачи психотерапии в работе с клиентами с травмами развития. Теория культурного шока К. Оберег: причины, факторы, фазы и способы преодоления.

Кризис. Возрастной кризис
Понятие психологического кризиса, его характеристики, общие признаки. Прогрессивный и регрессивный кризисы. Травматический или ситуационный кризис. Влияние на личность кризиса системы, к которой он принадлежит. Множественные кризисы. Возрастные кризисы (на основе концепций и периодизаций Л.С.Выготского и Э. Эриксона). Основные особенности работы с детьми в кризисном состоянии и их семьями.

Экзистенциальный кризис. Работа с кризисом
Экзистенциальный кризис (Дж. Холлис, Э. Эриксон, экзистенциальная терапия, в том числе А. Лэнге), экзистенциальные категории смерти, свободы, изоляции. Базовые иллюзии: бессмертия и бесконечности, простоты и справедливости мира, своих всемогущества и непогрешимости. Гештальт-подход в работе с кризисом.

Формат мероприятия

180 учебных часов, из них: 140 часов – 6 тематических семинаров, 20 часов – супервизионный семинар, 20 часов – сертификационный семинар.

Дополнительная информация

В ситуации совпадения дат проекта с базовой программой участников приоритет у базовой программы, в таком случае пропуск семинара проекта не оплачивается.

767