Работа с подростками в гештальт-подходе
Психологическая работа с подростками - одна из наиболее востребованных областей психологической практики. Подростки являются активными пользователями психологических услуг и все чаще сами просят родителей найти им психолога. Цель нашего спецкурса - участие в Программе и поддержка гештальт-терапевтов, которые работают или хотят работать с подростками в рамках гештальт-подхода. Наш спецкурс может быть интерес терапевтам других направлений, а также учителям, социальным работникам и родителям, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понимать ребят этого возраста.
В нашей работе мы опираемся на следующие теоретические модели: понятие контакта, цикла опыта и саморегуляции, разрабатываемые в гештальт-терапии, концепция возраста и периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (понятия зоны ближайшего развития, социальной ситуации развития, задач развития, возрастного кризиса), возрастная периодизация Э. Эриксона, понятия синхронизации и узнавания, предложенные Н. Б. Кедровой. В рамках нашего спецкурса мы предлагаем рассматривать подростковую проблематику как нарушение саморегуляции, прерывание цикла опыта и, как следствие, сложности в решении той или иной возрастной задачи. Основную проблематику подросткового возраста мы видим в том, что подросток сталкивается с противоречиями, дилеммами, для которых нет (и, наверное, не должно быть) готовых форм и образцов. Приведем несколько примеров таких противоречий, которые переживаются как внутренний конфликт: стремление принадлежать группе и, одновременно, страх потерять свою уникальность, переживание увеличения возможностей и осознавание ограничений, увеличение автономии и нужда в поддержке, стремление понять себя и выразить кому-то до конца и желание сохранить то ценное, что есть внутри.
Решение этих конфликтов дается подростку (и его семье) порой непросто. Задача гештальт-терапевта - сопровождение подростка в поиске решения, которое будет хорошей формой в уникальной жизненной ситуации.
Каждая тема включает обсуждение одной из задач возраста, важных противоречий, характерных для каждой сферы жизни подростка, исследование феноменологии (как каждая задача и противоречие проживаются подростком и участниками спецкурса), диагностику (как понять, что у подростка сложность в решении той или иной задачи) и терапевтические стратегии в работе. Заключительный семинар - сертификация.
Темы семинаров.
1. Подростковый возраст среди других возрастов. История возникновения подросткового возраста. Основные задачи возраста. Теоретические модели подросткового возраста. Кто такой подросток: феноменология подросткового возраста и основные противоречия (конфликты), с которыми сталкивается подросток. Цели подростковой гештальт-терапии: поддержка осознавание и проживания основных противоречий возраста, поиск хорошей формы для решения этих противоречий. Поддержка взросления.
2. Подросток и семья. Ребенок или взрослый. Взросление подростка и изменение семейной системы. Перестройка отношений со взрослыми, конкуренция со взрослым. Значимый взрослый. Основное противоречие: стремление к независимости и автономии – необходимость поддержки в новых ситуациях и изменениях. Подросток и гаджеты. В терапии: поддержка диалога взрослый-подросток, осознавание своей роли в семье, поиска своего жизненного пути, исследование дилеммы “взрослый или ребенок”.
3. Подросток и сверстники. Свой среди чужих, чужой среди своих. Подростковые группы и их роль в жизни подростка. Основные потребности, которые подросток удовлетворяет в группе (в принадлежности, уважении, привязанности, освоении групповой роли, обратной связи). Подростки-изгои. Основное противоречие: потребность в принадлежности – переживание своей уникальности, одиночества. В терапии: поддержка осознавания своих границ, своего места и роли в группе, осознавание и регуляция агрессии, поддержка собственных ценностей, работа с переживанием отвержения. Групповая работа с подростками.
4. «Я сам». Идентичность. Обнаружение себя, телесность и сексуальность. Кризис идентичности. Экзистенциальные переживания (одиночество, уникальность и конечность жизни, свобода, смысл). Основное противоречие: быстрые изменения (внешности, ценностей, характера), важность нового опыта - необходимость стабильности и постоянства в себе и мире как опоры; В терапии: встреча со смущением и стыдом, работа с кризисом и изменениями, поддержка переживания уникальности личности и самоуважения.
5. Клинические аспекты работы с подростками в гештальт-терапии. Диагностика клинических проявлений: когда стоит направить подростка к психиатру. Сотрудничество гештальт-терапевта и психиатра. Особенности работы с депрессивными переживаниями и тревожным расстройством у подростков в гештальт-терапии. Стратегии работы с подростками с пограничным (сапоповреждающее поведение, расстройство пищевого поведения и пр.) и психотическим опытом. Суицидальное поведение у подростков. Включение семьи подростка в терапевтический процесс. Возможности и ограничения гештальт-терапевта в сопровождении подростков с клиническими диагнозами.
6. Терапевтические отношения в работе с подростками и их семьями. Формулирование запроса, заключение контракта с подростком и родителями, определение клиента гештальт-терапевта (подросток, пара подросток-родитель, семья). Сеттинг в подростковой терапии. Запросы к терапевту. Работа с родителями и семьей в подростковой терапии. Основные противоречие терапевта (родителя, учителя): забота о безопасности - поддержка автономии и самостоятельности; открытость и доверие в общении - уважение к интимности и границам. Супервизия случаев.
7. Сертификация. Описание случая работы с подростком и его семьей.
7 трехдневных семинаров 1 раз в 2-2,5 месяца. Пятница 17.00-21.00, суббота, воскресенье 11.00-19.00. Даты: 27.10-29.10, 15.12-17.12, 8.03-10.03 (2024), 19.04-21.04, 7.06-9.06, 27.09-29.09, дата сертификации уточняется.
Запись в группу возможна после предварительного собеседования.
Даты: 15.12-17.12, 8.03-10.03 (2024), 19.04-21.04, 7.06-9.06, 27.09-29.09, 29.11-01.12, даты сертификации уточняются