Психологические травмы и кризисы: гештальт-подход

Специализация / 180 ч. / Кризисы и травмы
07.10.2022 - 12.11.2023
Воронеж
Ведущие
Меланьина А. А. (Ведущий тренер)
Толчеева А. А. (Ведущий тренер)
Организаторы программы
Контакты

г. Воронеж, ул. Пограничная, д. 2

8910247536889202291630[email protected] Записаться
Содержание

Стресс
Теория стресса Г. Селье: общий адаптационный синдром, физиологические резервы, эустресс и дистресс, стадии, типы врожденных реакций. Классификация стрессовых расстройств по МКБ-10.

Травма
Психологическая травма, признаки и последствия: психофизиологические, феномен «капитуляции» Г. Кристалл, эмоциональные. Специфика взглядов на травму в разных направления: психоаналитический, экзистенциальный (В. Франкл), когнитивно-поведенческий, телесно-ориентированный (П. Левин) подходы и сопоставительный анализ с основными идеями о травме в гештальт-подходе. Некоторые «условия» возникновения травмы. Клинические симптомы шоковой травмы.
«Инфантильная травма» как рост ребенка в особых условиях необходимых для развития личности ресурсов. Представления объект-теоретиков и их последователей (М. Кляйн, А. Фрейд, Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, Х. Кохут, М. Малер, Д. Штерн, В. Бион, О. Кернберг). Проявления травмы развития во взрослом возрасте. Представление о травме развития в телесно-ориентированном подходе (бодинамика).
Экстренная психологическая помощь в ситуации острого стресса. Эмоциональные или травмы отношений, потери и работа горя. Психологическая работа с ПТСР. Особенности и задачи психотерапии в работе с клиентами с травмами развития. Теория культурного шока К. Оберег.

Кризис
Понятие психологического кризиса, характеристики, виды, признаки. Влияние на личность кризиса системы, к которой он принадлежит. Множественные кризисы. Возрастные кризисы (Л.С.Выготский, Э. Эриксон). Экзистенциальный кризис (Дж. Холлис, Э. Эриксон, А. Лэнге), экзистенциальные категории и базовые иллюзии.

Формат мероприятия

180 учебных часов, из них: 140 часов – 6 тематических семинаров, 20 часов – супервизионный семинар, 20 часов – сертификационный семинар.

Программа включает в себя теоретический материал и практические упражнения. Часть предложенных упражнений выполняется во время семинара, другая – в микрогруппах между трехдневками, некоторые задания даются для самостоятельной работы для закрепления пройденного материала. Предполагаются демонстрационные сессии в кругу, в том числе перед работой участников в микрогруппах «терапевт-клиент-наблюдатель».

Программа предназначена для студентов и выпускников базовых программ по гештальт-терапии, практических психологов или формирующих свою практику специалистов.
Предполагаемые навыки и умения – диагностические:
- определять стадию стресса;
- отличать острую стрессовую реакцию от отложенной;
- отличать психологическую травму от других феноменов, различать между собой различные виды травм, выявлять посттравматическое стрессовое расстройство, вычленяя последствия травматического воздействия;
- ориентироваться в этапах «работы горя»;
- определять травму развития;
- диагностировать психологический кризис;
- определять феноменологию, проявляющуюся в связи с переживанием возрастного кризиса (по Л.С. Выготскому и Э. Эриксону).
Предполагаемые навыки и умения – особенности сеттинга, терапевтической позиции, интервенций и отношений между терапевтом и клиентом:
- устанавливать безопасность и доверительные отношения, объяснять клиенту особенности его состояния, отвечая на его вопросы;
- поддерживать проживание чувств клиентом, выдерживать сильные чувства, конфронтировать с избеганием переживаний, обеспечивая достаточную поддержку для их появления в присутствии терапевта;
- «контейнировать», переводить чрезмерное тревожное возбуждение клиента в возможное для проживания и называния;
- устанавливать и поддерживать длительные терапевтические отношения;
- применять телесно-ориентированные техники в случае необходимости;
- объяснять клиенту особенности его состояния в случае необходимости.

Дополнительная информация

В ситуации совпадения дат проекта с базовой программой участников приоритет у базовой программы, в таком случае пропуск семинара проекта не оплачивается.

318