Пилотный проект:« Методы в работе с детьми и подростками в рамках гештальт-подхода. Творческий выбор»

Специализация / 140 ч.
05.10.2019 - 14.11.2020
МоскваЧистые пруды
Ведущие
Лейбман И. (Тренер)
Лаенко Е. (Супервизор)
Контакты
Москва,м.Чистые пруды, Лубянка
89161930341 ЛАЕНКО 89163548215 ЛЕЙБМАН[email protected][email protected] Записаться
Содержание

Программа « Методы в работе с детьми и подростками в рамках гештальт-подхода. Творческий выбор» (140 часов) предлагается как специализация в рамках обучения гештальттерапии МГИ.
Программа предназначена для слушателей базового курса гештальт-терапевтов, а так же для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, работающих с детьми и подростками и просто родителей. Базовыми для данной программы являются: программа базового курса обучения работе в гештальт-подходе (1-2ступени) и программа «Работа с детьми и подростками в гештальт-подходе»
Задача программы – дать возможность участникам рассмотреть различные методами работы с детьми и подростками в гештальт-подходе и научиться выбирать методику исходя из возрастных и личностных особенностей клиента, учитывая контекст его жизни.
В программе дается обзор различных методов работы с детьми и подростками, возможности их использования этих методов на примере наиболее часто встречающихся запросов и жалоб родителей. Участники знакомятся как с традиционными (наблюдение, беседа), так и с различными креативными методами работы: рисунок, лепка, аппликация, коллаж, игра, игра с песком, использование движений тела, и т.д. При интересе к какому-либо конкретному методу слушатели имеют возможность более глубоко его изучить в рамках других специализаций МГИ(арт-терапия, телесно-ориентированный подход и т.д.)
Слушатели проживают моделируемые ситуации, а так же обращаются к собственному опыту. Эффективность конкретного метода участники оценивают как из клиентской, так и из терапевтической позиций.
Слушатели участвуют в методическом обсуждении выбора методов в зависимости от возрастных особенностей клиента, индивидуальной или групповой работы. Развивают терапевтическую чувствительность и творческую свободу при выборе методик работы для решения конкретной задачи.
Личное проживание и групповое обсуждение дают возможность взглянуть на метод, как с субъективной, так и с объективной точек зрения, позволяет участникам программы найти «свои» методы.

В рамках программы слушатели могут представлять свои случаи для заочной супервизии.
 
Программа состоит из 7 встреч (по 20 часов), посвященных следующим темам:
1.Методы наблюдения, беседы, интроспекции. Возможности использования предложенных методов рассматриваются на примере первой встречи с ребенком или подростком. Слушатели учатся анализировать что они видят опираясь на базовые понятия гештальт-подхода (контакт, виды прерывания контакта). Выстраивая диагностические методики участники программы исследуют как их личные переживания и телесные реакции позволяют сориентироваться в том, что происходит между ним и клиентом, что клиент выносит на границу контакта. Учатся устанавливать контакт и вести беседу исходя из возрастных и личностных особенностей ребенка.
Так же рассматривается возможность использования творческих методов (игра, рисунок) в гештальт-диагностике.
2. Креативные методы работы: с пластичными и природными материалами, работа с бумагой. Скульптурирование, элементы телесных техник. В рамках этой сессии участник исследуют возможности отреагирования переживаний клиента, распознавания своих чувств посредством использования пластических материалов – глины, пластилина, а так же газет, возможности манипулировать с ними различными способами, размещая свои чувства. Возможности использования техники скульптурирования для осознавания переживаний. Интергация переживаний путем создания конкретного образа из предложенных материалов, челнок в реальность. Рассматриваются возрастные возможности и ограничения при использовании метода (например, дошкольник может показать как, сделать как…, а подросток может объяснить). Иллюстрацией этой темы могут быть использованы такие запросы, как работа со страхами и агрессией
3. Арт-методы – рисунок, коллаж; драматизация, создание историй. На этой сессии участники знакомятся с предложенными методами и возможностями их использования для решения различных терапевтических задач: прояснения проблемы, установление контакта, работа с симптомом. Рассматриваются возможности подбора метода учитывая особенности конкретного ребенка: его возраста, темперамента, итересов и склонности к вербальной, изобразительной или игровой деятельности. Иллюстрациями темы могут служить такие запросы как ложь, воровство, капризы, страхи и агрессия.

4. Методы групповой работы: упражнения исследования, упражнения испытания, дискуссии, групповое решение творческих задач Рассматриваются методы работы с детской и подростковой группой, выбор в зависимости от терапевтических задач и с учетом специфики групповой работы. Использование различных методов на разных стадиях развития группы: упражнения на знакомство и ориентировку, на коммуникацию; задания, направленные на развитие сотрудничества. Выбор методов в зависимости от возраста участников группы (преимущественно игровые для дошкольников; упражнения-исследования, упражнения-испытания, групповые дискуссии для подростков).

5. Методы работы с парой: проба на совместную деятельность, игра, рисунок, конструирование, диалог. Возможности каждого метода. Выбор метода в зависимости от характера пары: сиблинги, равнонесовершенные партнеры, детско-родительская пара, а так же возраста и личностных особенностей детей.
6. Традиционные методы работы с эмоциональными проблемами и проблемами поведения детей. Привлечение ресурсов окружающей среды, дополняющих работу психолога (песенки, присказки, чтение, просмотр фильмов и мультфильмов, дворовые игры, игры с правилом и пр.).
7. Метод интроспекции, методы самоподдержки терапевта. В этой сессии рассматривается какими методами терапевт поддерживает профессиональные ресурсы работая с детьми и подростками, сохраняет устойчивость и свежесть взгляда.
Сертификационная сессия
 
Отслеживание результатов работы осуществляется как в ходе семинаров (в процессе выполнения и обсуждения упражнений), а также заочной супервизии. 
Для сертификационной оценки работы слушатели представляют:
1.Описание   случая гештальт-консультирования детей или подростков с обоснованием выбора примененных методов работы.  
2. Эссе, отражающее представление слушателей о методах, используемых в работе с детьми и подростками в рамках гештальт-подхода. 
 
 
Ведущие:
Ирина Лейбман, Москва, детский психолог, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, тренер Московского гештальт-института, гештальттерапевт, супервизор[email protected]
Екатерина Лаенко, Москва, семейный и детский психолог, гештальт-терапевт. [email protected]
 
Список литературы
1. А.Айхингер, В.Холл «Детская психодрама» М.,»Генезиси»,2005

2. Джон Алан «Ландшафт детской души» СПб., 1997

3. Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» М., Класс, 2005

4. Д.В.Винникот «Маленькие дети и их матери» М. «Класс», 2011
5. Ричард Гарднер «Психотерапия детских проблем», СПб, Речь, 2002

6. «Детство и волшебство в гештальте», Левково 2011
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии, СПб, Речь, 2003

8. Кедрова Н. «Перевод с детского или игра в принцессу», Гештальттерапия с детьми, в.1,М.2002

9. Кедрова Н.Б. «Азбука эмоций» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2015
10. «Клинические лекции по Кляйн и Биону» М. «Когито-Центр» 2012

11. Мелани Кляйн «Детский психоанализ», М.2010
12. Рут Ламперт «Работа с детьми в гештальт-терапии» М.2013
13. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, СПб, Речь, 2005

14. Лойшен Ш. «Психологический тренинг умений. Школа Вирджнии Сатир, «Питер» 2001.

15. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» СПб., Речь, 2001

16. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» СПб, Речь, 2000

17. «Наши любимые методики» вып.2, М.2010
18. Оклендер В. «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии» М., «Класс», 1997

19. Оклендер В. «Скрытые сокровища»

20. Перлз Ф. «Практика гештельт-терапии», М.2006

21. Стерн Д.»Дневник младенца»

22. Стерн Д.»Межличностный мир ребенка»
17. «Ребенок и семья», Самара, 2002

23. Хломов Д. «Королевство – гештальттренинг в группе подростков»,
24. Гештальттерапия с детьми, в.1, М.2002

25. Гертруда Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальттерапии», СПб, 2001

26. Эриксон Э. «Детство и общество» СПб, 1996

27. Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис», М.,»Прогресс», 1997

28. А.Фрейд «Детский психоанализ» , Питер 2003

29. Обухова Л.Ф. «Возрастая психология», Российское педагогическое общество, 2003 Э.Эриксон «Идентичность: юность и кризис», М.,»Прогресс», 1997
30. Материалы лекций Н.Кедровой 1998-2017г.
31. Материалы лекций М. Спаньоло-Лобб 2007-2017
32. Материалы лекий Р.Франк 2016г.
33. Материалы лекций С.Шох. Москва 2013г
34. Материалы лекций А.Берштейна.Москва 2016-2017г.

217