Образ семейной системы в гештальт-подходе
1. Образ семейной системы как субъективное переживание и внутренняя репрезентация.
Теоретические подходы изучения семейной системы. Основные понятия и теории о кризисах и травмах в семейной системе (структурная теория семьи С.Минухина, теория семейных систем М.Боуэна, теория системы отношений В.Мясищева, теория критических периодов развития личности Л.Выготского).
Структурные и динамические параметры семейной системы.
2. Кризисы в семейной системе.
Семейная система как фактор психической травматизации.
Методы/техники работы с образом семейной системы. Техники психологической помощи семье (взрослым, детям) в ситуациях кризиса и травмы.
Системный метод "Семейная система" К.Людевига в работе с кризисами, травмами и ПТСР, психосоматическими симптомами и нарушения ми пищевого поведения на основе теории Ф.Рупперта, интеграция опыта.
Специфика работы с семейной системой в кризисе.
Анализ показателей функционирования семейной системы в кризисе.
Влияние структурных и функциональных компонентов семьи на проживание кризисов и травм. Нормативные кризисы в семье, виды и феноменология. Динамика отношений в кризисные периоды семьи. Ненормативные кризисы в семье, виды и феноменология
Диагностика семейных кризисов и травм в семейной системе.
3. Влияние шокового состояния на переживание кризиса в семье. Признаки шокового состояния, особенности работы с семьей.
4. Факторы возникновения насилия в семейной системе. Многоуровневая модель функционирования семейной системы.Динамика нарушения отношений, стадии развития семейной ситуации и типы поведения. Признаки и феноменология насилия в семейной системе.
5. Потери в семейной системе. Виды потерь и типы реагирования взрослых и детей. Влияние потери на семейную систему, феноменология проживания.
6. Нарушение привязанности и развитие личности в семье. Эмоциональные связи и дифференциация "Я" в кризисе.
Посттравматические нарушения и психологическая поддержка практического психолога.
7. Влияние образа семейной системы на нарушения пищевого поведения
Выделение фигуры и работа с фоном в семейной системе.
8. Трансгенерационная передача в структуре семьи.
Возможности и ограничения применения способов работы с образом семейной системы.
3х-дневные встречи один раз в 1,5-2 месяца. Пятница 17:00-20:00, суббота и воскресенье 10:00-18:00.
Теоретическая информационная часть представлена в виде небольших лекций, включающих множество примеров из практической деятельности и большое количество хорошо структурированного раздаточного материала по работе с образом семейной системы.
Практическая часть занятий: демонстрационные сессии с полным профессиональным разбором, упражнения в парах и тройках для отработки навыков практической работы с образом семейной системы, работа в малых группах с обратной связью, работа в центре под супервизией, самостоятельная работа по изучению профессиональной литературы.