“Клиническая диагностика личности и системные стратегии терапии»
ЦЕЛИ КУРСА:
• Формировать у участников программы ясное, связное и одновременно глубокое и систематизированное понимание процессов «становления и организации» личности и её расстройств разного уровня.
По сути, речь идет о развитии т.н. «клинического мышления» у психологов и психотерапевтов. Нам важно, продолжая поддерживать «феноменологическое видение» терапевтов, помогать им также мыслить в логике этиологии, патогенеза и системной принадлежности эмоциональных и поведенческих проявлений клиента.
• Развивать «динамическую компетентность» терапевтов и консультантов. Диагностика развития и понимание структуры личности человека в любом клиническом процессе приобретают целостность и объемность, только если мы опираемся на его семейную историю, на психодинамику его ранних отношений, на понимание специфики его психологических травм и достижений.
• Изучить важнейшие «сферы» диагностического и клинического опыта, которые слишком мало прорабатываются в базовых программах по гештальт-терапии и в других феноменологически ориентированных программах.
• Разобраться в том, как именно помогать людям с различной личностной организацией, с различными характерологическими проявлениями. Практическая направленность, рекомендации по проведению психотерапии с каждым типом клиентов, основанные на понимании его уникальной индивидуальности, позволят работать дифференцированно и эффективно (насколько это возможно) как с людьми невротической организации, так и с пограничными (borderline) и психотически организованными личностями.
• Кроме того, самый надежный способ прочувствовать и научиться использовать системные диагностические положения – это исследование своих собственных «внутренних сфер» (пограничных, психотических и невротических). Мы предоставим участникам такую возможность.
• ЗАДАЧИ КУРСА
• Знакомство с многофакторной психодинамической диагностической «системой координат», позволяющей использовать возможности и понять ограничения терапии различных личностных расстройств и проявлений.
• Развитие навыков диагностики базовых личностных «профилей» и характерологических нарушений. Понимание причин и закономерностей развития того или иного личностного радикала в младенчестве, детстве и подростковом периоде.
• Формирование навыков ориентации в «сложных» клиентах, развитие системного, клинического мышления у терапевта. Развитие умения выбирать эффективные стратегии в терапии сложных, нестабильных и клинически полиморфных клиентов.
• Знакомство с особенностями собственной «личностной архитектуры», понимание специфики собственного личностного развития, своих ресурсов и естественных ограничений в терапии.
• Системное исследование «трансферентных ловушек» клиентов и собственных специфических контртрансферентных процессов.
Специализация включает в себя:
• Семь основных трехдневных тематических сессий (160 акад.часов)
• Супервизорскую двухдневную сессию (20 акад.часов, обязательная часть программы)
• Итоговая (супервизорско-сертификационная) двухдневная сессия (20 акад. часов)
• 20 акад.часов индивидуальной (очной и заочной) супервизии для каждого участника (обязательное требование)
• Самостоятельное изучение специальной литературы, а также клинический анализ предоставленных ведущими предварительно к каждой сессии «тематических» фильмов и видеоматериалов (обязательное требование)
Прграмма проводится в четвертый раз (с 2010 г.), сначала — как спецкус, в дальнейшем — как утвержденная ПС специализация. Благоприятные отзывы и рекомендации сертифиуирующего суперыизора в ПС ранее предоставлялись. Сертифицирующим супервизором программы (как и в прежние выпуски) будет вед. тр. ОПП ГП Мария Андреева (Москва)