«Семейная терапия: интегративный гештальт-подход»

Специализация / 180 ч.
15.10.2016 – 03.10.2022
Минск
Ведущие
Шапель А.Ю. (Асс. тренер)
Олифирович Н.И. (Ведущий тренер)
Скуратович Е.И. (Ведущий тренер)
Малейчук Г.И. (Ведущий тренер)
Тымонюк А.А. (Супервизор)
Уласевич Т.В. (Супервизор)
Контакты

+375296577201 (ОЛИФИРОВИЧ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА); +375293592758 (УЛАСЕВИЧ ТИНА ВАСИЛЬЕВНА)
[email protected] (ОЛИФИРОВИЧ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА); [email protected] (УЛАСЕВИЧ ТИНА ВАСИЛЬЕВНА)
Записаться
Содержание

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД
Основные темы программы

1. Основные понятия и принципы системной семейной терапии.
Понимание семьи как системы. Параметры семейной системы.
Структурные параметры. Структура семьи: состав семьи и основные параметры. Типы дисфункциональных семейных структур. Диагностика и техники работы с семейной структурой.
Процессуальные параметры. Процесс функционирования семьи. Жизненный цикл семьи. Коммуникация в семье. Регуляторы семейной системы.
Исторические параметры. Работа с семейной историей. Работа с семейной историей. Техника «Генограмма» (М. Боуэн). Фокусированная генограмма. Геносоциограмма. Семейные мифы. Метод системных семейных расстановок.

2. Этапы и кризисы развития семьи. Психологические проблемы и задачи развития семьи на основных этапах ее жизненного цикла. Ненормативные кризисы семьи: измена, развод, инцест, болезнь, смерть одного из членов семьи. Основные направления психологической помощи семье, переживающей кризис.

3. Организация процесса семейной терапии. Техники семейной терапии. Структура первой встречи с семьей. Заключение контракта с семьей. Организация процесса работы с семьей в системной семейной терапии. Классификация технических приемов работы с семьей в семейной терапии. Техники интервьюирования семьи. Циркулярное интервью. Парадоксальные техники. Гештальт-подход в работе с семьей (Польстеры, Р.Резник).

4. Творческие методы и эксперименты в работе с семьей. Гештальт-эксперименты в работе с семьей. Особенности арт-терапевтических методов. Виды арт-терапии. Использование техник арт-терапии в работе с семьей. Работа с метафорами. Сказкотерапия. Метафорические ассоциативные карты в семейной, детской и супружеской терапии.

5. Работа супружескими парами. Принципы организации психотерапевтической работы с супружескими парами в гештальт-подходе. Аспекты супружеских отношений, служащие полем для интервенций (процесс и содержательная сторона общения супругов, концепция баланса, способы сопротивления). Восстановление контакта в супружеской паре. Техники прояснения коммуникаций. Гендерный аспект супружеских отношений: мужские и женские роли в семье.

6. Работа с сексуальными проблемами. Работа с сексуальностью супругов в гештальт-подходе (Б.Мартель, Г.Маскелье). Цикл сексуальной реакции и работа с ним в гештальт-подходе. Сексуальные дисфункции, их причины и классификация. Работа с сексуальными дисфункциями. Агрессия в сексуальных отношениях. Работа с сенсорными каналами. Работа с сексуальными фантазиями и метафорами. Сексуальные расстройства у женщин и мужчин. Сексуальные извращения (парафилии): основные направления и принципы психологической помощи. Гомосексуальность, гетеросексуальность, бисексуальность.

7. Работа с детьми. Основные понятия и принципы работы с детьми в гештальт-подходе. Организация терапевтического процесса в работе с детьми. Особенности установления контакта с ребенком (Н.Кедрова). Формы нарушения контакта (слияние, интроекция, проекция и др.). Работа с чувствами детей при помощи библиотерапии («Азбука» эмоций Н.Кедровой). Гештальт-терапевтические техники и приемы при работе с детскими страхами и агрессивностью. Психологическая помощь гиперактивному ребенку. Психологическая помощь замкнутому ребенку. Способы работы с детской виной и одиночеством. Терапия детско-родительских отношений.

8. Семейная система и психосоматика. Телесно-психическая матрица и идея холизма в гештальт-терапии. Раннее развитие психики. Интроекции неустойчивых семейных констелляций как фактор соматизации детей. Соматизация как защита. Формирование структуры тела в семейной системе.

9. Работа с психосоматическими и соматоформными расстройствами. Симптом как семейное послание. Зависимость как семейный симптом. Классификация зависимостей. Понятие о созависимости. Исторический аспект возникновения зависимости в семье. Особенности функционирования семей с химической зависимостью: структурные дисфункции, нарушение коммуникаций, характерные роли в семье с химической зависимостью. Особенности психотерапии семей с химической зависимостью.

Практикум включает знакомство с основными направлениями и подходами семейной терапии, овладение базовыми умениями и навыками семейного психотерапевта, процесс-анализ терапевтических сессий в ходе работы над собственными семейно-обусловленными проблемами.
Домашние задания включают чтение рекомендованной литературы и отработку технических навыков (проведение отдельных методик и сеансов с семьями и парами).
Тем, кто не является участником гештальт-программы, рекомендуется индивидуальная/семейная терапия (20 часов) у одного из рекомендованных специалистов. Также для участников, не обучающихся в гештальт-программах, рекомендуется дополнительно пройти 30 часов практикума для отработки основных навыков и техник интревьюирования клиента/семьи в малых группах (тройках) и посетить специализированный летний интенсив.

Дополнительная информация

Организаторы: ОЛИФИРОВИЧ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА; УЛАСЕВИЧ ТИНА ВАСИЛЬЕВНАПриоритет базовой программы. Пропуски отрабатываются с другой группой

51