Спецкурс «Психиатрия для психологов. Клинические аспекты гештальт-терапии.» 2017/2018
— В спецкурсе мы рассмотрим клинические аспекты в работе с клиентами с целью приобретения нового профессионального инструментария, специальных знаний и опыта.
— Одной из основных целей программы является приобретение умения распознавать психические расстройства у клиентов.
— Важным аспектом спецкурса является исследование границ своей профессиональной компетенции.
— Так же программа дает основные представления об особенностях использования принципов и методов гештальт-терапии в психологической работе с клиентами с явными или косвенными признаками психических расстройств.
— Рассматриваются возможные варианты сопровождения клиента в зависимости от его состояния.
— Материал, который прорабатывается в ходе программы, может быть использован в терапевтической практике и консультировании.
Краткое содержание программы:
• Психиатрия как наука, краткий исторический экскурс. Знакомство с основами законодательства РФ в сфере оказания психиатрической помощи.
• Общая психопатология (базовые понятия, терминология).
• Особенности развития и течения психических расстройств (органические психические расстройства, эндогенные, невротические, поведенческие расстройства, эпилепсия).
• Клинические аспекты цикла контакта и динамической концепции личности, теории self.
• Особенности работы психолога (гештальт-терапевта) с клиентами с психическими нарушениями.
• Границы, ответственность и возможности психолога (гештальт-терапевта).
• Конструктивное взаимодействие психолога (гештальт-терапевта) и психиатра.
• Разбор случаев из практики. Супервизия.
Программа проводится в форме трехдневок (всего 7 трехдневок с периодичностью 1,5-2 месяца), включающих практические мастерские с лекциями, упражнениями, демонстрациями, анализом терапевтических сессий. Содержит основные принципы и техники гештальт-терапии и включает исследование собственных переживаний.
При успешном окончании Программы выдается сертификат МГИ, соответствующий стандартам EAGT (Европейской ассоциации гештальт–терапии).
Информация о ведущих:
Шабля Анатолий Владимирович — 8 (918) 336-10-91 —
имеет богатый опыт работы (более 30 лет) психиатром и психотерапевтом в психиатрических клиниках СССР и России, начиная от первого психотического эпизода и заканчивая отделением неврозов. Тренер МГИ, супервизор, практикующий психотерапевт, гештальт-терапевт. Ведёт учебные тематические группы, в том числе по клинике в программах коллег.
Ютко Виталий Сергеевич — 8 (918) 021-55-67 —
практикующий психотерапевт, врач-психиатр, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер МГИ.
Психотерапевтическая практика с 2007 года. С 2004 года работал психиатром и психотерапевтом в государственной психиатрической клинике в отделении первого психотического эпизода, неврозах, остром и в геронтопсихиатрическом отделениях; заведовал дневным стационаром. В настоящее время ведет прием в частном медицинском центре психиатром и психотерапевтом. Регулярно повышает квалификацию. Является действующим членом Российского общества психиатров и психотерапевтов и Общества практикующих психологов «Гештальт-подход». Ведет программы подготовки гештальт-терапевтов первой и второй ступени, клинический спецкурс и другие мероприятия Московского гештальт института.
Тематический план сессий:
I сессия
Психиатрия как наука. Предмет и задачи психиатрии, как отрасли клинической медицины. Знакомство с особенностями законодательства и организации психиатрической (а так же психотерапевтической и психологической) помощи в РФ. Принципы общей психопатологии. Основной понятийный аппарат. Основные психопатологические синдромы. Общая концепция психической нормы и патологии.Классификации психопатологических расстройств. Понятие о международная классификация психических болезней. Патология как способ приспособления психики. Роль психолога (гештальт-терапевта) в терапии клинических состояний. Вопросы личной безопасности при работе с клиентами в клинических состояниях. Холистический подход в гештальт-терапии.
II сессия
Органические и симптоматические психические расстройства. Основные диагностические критерии, особенности сопровождения, ограничения психолога (гештальт-терапевта) в работе). Проблема эпилепсии и других судорожных состояний. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
III сессия
Шизофрения, шизотипическое расстройство и бредовые расстройства. Основные понятия. Основные диагностические критерии. Возможные уровни терапевтического сопровождения. Личностные затруднения и ограничения при работе с подобной категорией клиентов. Особенности семейных систем, работа с родственником психически больного. Техника безопасности. Этические особенности принятия решения о консультировании и необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Варианты перенаправления. Некоторые возможные стратегии работы в зависимости от клинического состояния. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
IV сессия
Аффектные расстройства настроения (гипомания, мания, биполярное аффективное расстройство, депрессия, циклотимия, дистимия). Основные диагностические критерии. Возможные уровни терапевтического сопровождения. Личностные затруднения и ограничения при работе с подобной категорией клиентов. Особенности семейных систем, работа с родственником психически больного. Техника безопасности. Этические особенности принятия решения о консультировании и необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Варианты перенаправления. Вопросы, связанные с фармакологической поддержкой клиентов, находящихся в консультировании. Некоторые возможные стратегии работы в зависимости от клинического состояния. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
V сессия
Невротические, постстрессовые, писихосоматические и расстройства поведения клинического регистра. Основные диагностические критерии. Особенности принятия решения о необходимости совместного ведения с врачом-психиатром в зависимости от динамики развития невротического процесса. Возможные стратегии работы. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
VI сессия
Расстройства взрослой личности и ее поведения. Умственная отсталость. Общие принципы диагностики данных видов психопатологических расстройств. Какие группы препаратов существуют, и как они влияют на состояние моего клиента. Вопросы, связанные с фармакологической поддержкой клиентов находящихся в консультировании.
VII сессия Сертификационная сессия.
Сертификационная процедура включает в себя письменную теоретическую работу «Как изменилась моя практика в процессе участия в Программе в спецкурсе «Психиатрия для психологов. Клинические аспекты гештальт-терапии.», в которой участники проводят анализ своей работы с точки зрения приобретенных знаний и навыков и описание случаев применения. Супервизия, анализ и разбор случаев (практики) в группе.
Для завершения программы необходимо:
• минимум 150 часов учебных семинаров;
• описание, сообщение и обсуждение своей работы c точки зрения приобретенных навыков и знаний в спецкурсе на группе;
• супервизия, анализ и разбор случаев (практики).
Даты трехдневок планируется согласовывать с участниками таким образом, чтобы они не совпадали с датами базового курса. Вопрос о пропуске сессий будет рассматриваться индивидуально, по договоренности с участниками.