Спецкурс «Гештальт подход в работе с подростками»

Спецкурс / 143 ч.
05.10.2024 - 13.12.2025
Сочи
Ведущие
Соколова А. (Супервизор)
Обухова Н. А. (Асс. тренер)
Контакты
Сочи, ул. Комсомольская 13.
+79184448777+79094689292[email protected][email protected] Записаться
Содержание

Программа спецкурса:

1. Подростковый возраст: физические, гормональные и психологические особенности, по сравнению с другими периодами жизни человека. Основные новообразования личности в подростковом возрасте:
а) – формирование внутри-личностной картины мира (ведущие ценности и смыслы или ценностно-смысловой кризис);
б) – социальные адаптация и идентификация, как условия самоопределения (самореализации) или нормативные кризисы идентичности (предрешенная и достигнутая) и ненормативные кризисы (мораторий и диффузная идентичности);
в) – психологические особенности формирования образа-Я (Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое и т.д.).
Терапевтическое сопровождение подростка в ситуации прохождения нормативных кризисов взросления.

2. Подростковый возраст: особенности формирования когнитивной и эмоциональной сферы:
а) – когнитивные компетенции личности в подростковом возрасте (критичность мышления);
б) эмоциональное развитие в онтогенезе (эмоциональная неуравновешенность, депрессивность и эффективность настроения подростка, особенности протекания стресса и уровни фрустрации);
в) – развитие волевой сферы в подростковом возрасте (нарушения волевой сферы: лень, ложь, упрямство, негативизм, абулия и апраксия.
Терапевтическое сопровождение развития эмоционально-волевой и когнитивной сферы.

3. Подростковый возраст: особенности мотивационной сферы в подростковом возрасте: гештальт-подход к исследованию ведущих потребностей: безопасности, принадлежности, привязанности и признанию и их проживание посредством интеграции сложных переживаний: влюбленности, одиночества, дружбы и враждебности и признания собственной уникальности.
Внутриличностные и социальные конфликты.
Терапевтическое сопровождение развития мотивационной сферы.

4. Подросток в структуре семейной системы. Состав семьи: роль подростка в вертикальных и горизонтальных отношениях. Взаимодействие с родителями и сиблингами, инверсия ролей. Тип подчинения семейным нормам:
а) уступчивость - когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение,
б) Одобрение, когда человек с ними полностью согласен.
В) Идентификация - Тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действие ролевой модели. Терапевтическое сопровождение динамического развития семейной системы в период подросткового кризиса.

5. Сепарация как неизбежный и необходимый процесс развития подростка. Ведущие семейные функции. Распределение их между членами семьи. Виды детско-родительских конфликтов на этапе подросткового периода.
Терапевтическое сопровождение подростка и родителей с учетом понимания динамики развития современной семьи, особенностями этапов развития семьи и семейной социализации.

6. Подросток в структуре социально психологической сферы. Современный мир (СМИ, реклама, социальные сети), его влияние на формирование ложной Я-концепции подростков.
Протестная активность в подростковом возрасте, социальные факторы протестной активности в отношении сверстников. Коммуникативные особенности коммуникативной сферы: подростковый лексикон, жаргон и т.п.),
Особенности внутригрупповых взаимоотношений. Буллинг. Виды буллинга, взаимодействие терапевта с подростком, семьей и школой.
Терапевтическое сопровождение кризисного прохождения группового и социального взаимодействия в подростковом возрасте.

7. Клинические аспекты. Дифференциальная диагностика нормы и «патологии», особенностей акцентуации характера (проявление акцентуации в поведении подростка). Феномены депрессивного и тревожного расстройства подростков.
Терапевтическое сопровождение подростков при выявленных клинических состояниях.

8. Феноменология экзистенциального кризиса подростков. Проблема формирования образа-Я (Я-физическое, Я-социальное, гендерные образы Я). Феномен отчуждения: расколотость «Я» индивида, ощущением пустоты существования, бессмысленности в выполнении жизненных функций подростка.
Терапевтическое сопровождение подростка в понимании своего Я.

9. Сложные семейные ситуации. Хамство и грубость подростка, воровство. Демонстративное поведение или личностный кризис подростков. Селфхарм – аутоагрессия как проживание эмоционального конфликта.
Терапевтическое сопровождение подростка и родителей с учетом понимания динамики развития современной семьи, особенностями этапов развития семьи и семейной социализации.

10. Подростки и зависимости. Аддитивное поведение - курение, алкоголь, наркотические вещества. Причины возникновения. Роль семьи и значимых взрослых. Взаимодействие с семьей на разных этапах терапии.
Терапевтическое сопровождение семейной системы с учетом специфики социального и психического функционирования подростка, а также особенностей возраста, кризисов развития и факторов риска социальной и психологической напряженности.

11. Работа с треугольном ПТР: подросток - родитель - терапевт.
Формирование и отличие запроса у родителей и подростков. Заключение контракт с семейной системой. Создание безопасной среды и доверие в терапевтических отношениях.

12. Поддержка терапевтической позиции терапевта в работе с подростком. Проживание собственных подростковых кризисов. Устойчивость в сеттинге.

13. Сертификационная сессия.

Формат мероприятия

1 раз в месяц, 1 день в субботу (11.00-19.00)
12 встреч, 13-я сертификационная.

48