Работа с подростками в гештальт-подходе

Спецкурс / 120 ч.
01.03.2019 - 03.03.2019
МоскваКурская
Ведущие
Егорова П. А. (Асс. тренер)
Головатюк А. Е. (Асс. тренер)
Содержание

Психологическая работа с подростками - одна из наиболее востребованных областей психологической практики. Подростки являются активными пользователями психологических услуг и все чаще сами просят родителей найти им психолога. Цель нашего спецкурса - обучение и поддержка гештальт-терапевтов, которые работают или хотят работать с подростками в рамках гештальт-подхода. Наш спецкурс может быть интерес терапевтам других направлений, а также учителям, социальным работникам и родителям, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понимать ребят этого возраста.
В нашей работе мы опираемся на следующие теоретические модели: понятие контакта, цикла опыта и саморегуляции, разрабатываемые в гештальт-терапии, концепция возраста и периодизации развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (понятия зоны ближайшего развития, социальной ситуации развития, задач развития, возрастного кризиса), возрастная периодизация Э. Эриксона, понятия синхронизации и узнавания, предложенные Н. Б. Кедровой. В рамках нашего спецкурса мы предлагаем рассматривать подростковую проблематику как нарушение саморегуляции, прерывание цикла опыта и, как следствие, сложности в решении той или иной возрастной задачи. Основную проблематику подросткового возраста мы видим в том, что подросток сталкивается с противоречиями, дилеммами, для которых нет (и, наверное, не должно быть) готовых форм и образцов. Приведем несколько примеров таких противоречий, которые переживаются как внутренний конфликт: стремление принадлежать группе и, одновременно, страх потерять свою уникальность, переживание увеличения возможностей и осознавание ограничений, увеличение автономии и нужда в поддержке, стремление понять себя и выразить кому-то до конца и желание сохранить то ценное, что есть внутри.
Решение этих конфликтов дается подростку (и его семье) порой непросто. Задача гештальт-терапевта - сопровождение подростка в поиске решения, которое будет хорошей формой в уникальной жизненной ситуации.
Каждая тема включает обсуждение одной из задач возраста, важных противоречий, характерных для каждой сферы жизни подростка, исследование феноменологии (как каждая задача и противоречие проживаются подростком и участниками спецкурса), клинические аспекты (например, самоповреждение, подростковая депрессия, РПП), диагностику (как понять, что у подростка сложность в решении той или иной задачи) и терапевтические стратегии в работе. Заключительный семинар целиком посвящен построению терапевтических отношений с подростком и семьей.
Формы работы - лекции, упражнения, разбор случаев, терапевтические сессии, обсуждение стратегий работы. В течение спецкурса мы рассмотрим основные методы и техники, которые считаем полезными в работы с подростками.

Темы семинаров.

1. Подростковый возраст среди других возрастов. История возникновения подросткового возраста. Основные задачи возраста. Теоретические модели подросткового возраста. Кто такой подросток: феноменология подросткового возраста и основные противоречия (конфликты), с которыми сталкивается подросток. Цели подростковой гештальт-терапии: поддержка осознавание и проживания основных противоречий возраста, поиск хорошей формы для решения этих противоречий. Поддержка взросления.

2. Подросток и семья. Ребенок или взрослый. Взросление подростка и изменение семейной системы. Перестройка отношений со взрослыми, конкуренция со взрослым. Значимый взрослый. Основное противоречие: стремление к независимости и автономии – необходимость поддержки в новых ситуациях и изменениях. Подросток и гаджеты. Клинические аспекты: употребление ПАВ, зависимости, психотические эпизоды у подростков. В терапии: поддержка диалога взрослый-подросток, осознавание своей роли в семье, поиска своего жизненного пути, исследование дилеммы “взрослый или ребенок”.

3. Подросток и сверстники. Свой среди чужих, чужой среди своих. Подростковые группы и их роль в жизни подростка. Основные потребности, которые подросток удовлетворяет в группе (в принадлежности, уважении, привязанности, освоении групповой роли, обратной связи). Подростки-изгои. Основное противоречие: потребность в принадлежности – переживание своей уникальности, одиночества. Клинические аспекты: жестокость и насилие. В терапии: поддержка осознавания своих границ, своего места и роли в группе, осознавание и регуляция агрессии, поддержка собственных ценностей, работа с переживанием отвержения. Групповая работа с подростками.

4. «Я сам». Идентичность. Обнаружение себя, телесность и сексуальность. Кризис идентичности. Экзистенциальные переживания (одиночество, уникальность и конечность жизни, свобода, смысл). Основное противоречие: быстрые изменения (внешности, ценностей, характера), важность нового опыта - необходимость стабильности и постоянства в себе и мире как опоры; Клинические аспекты: самоповреждающее поведение, РПП, депрессия. В терапии: встреча со смущением и стыдом, работа с кризисом и изменениями, поддержка переживания уникальности личности.

5. Терапевтические отношения в работе с подростками и их семьями. Формулирование запроса, заключение контракта с подростком и родителями, определение клиента гештальт-терапевта (подросток, пара подросток-родитель, семья). Сеттинг в подростковой терапии. Запросы к терапевту. Работа с родителями и семьей в подростковой терапии. Основные противоречие терапевта (родителя, учителя): забота о безопасности - поддержка автономии и самостоятельности; открытость и доверие в общении - уважение к интимности и границам. Супервизия случаев.

Список литературы:

Обязательная

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984.
Гештальт-терапия с детьми, вып.1/ Под ред. Н.Кедровой. – М.: Московский гештальт институт, 2002
Дальто Ф. На стороне подростка - СПб., 1997.
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М: Просвещение, 1979. - 90 с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. – М.: «Класс», 2007. – 336с
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. – C. 1–9. http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. Пер. с нем./ СПб.: Издательство Пирожкова, 2001. – 256 с.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013, 10, 3, 149-159.

Дополнительная

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.20-33.
Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987.
Кон И.С. Дружба. 4-е издание, доп. — СПб.: Питер, 2005. — 330 с.
Психология подростка (под ред. А.А. Реана) — СПб.:-прайм-еврознак», 2003. — 480 с.
Бочавер А.А., Третьякова Т.В. Принципы построения профилактических программ для подростков. С. 108–117 // «Психолого-педагогические исследования» — http://psyedu.ru/journal/2014/1/index.phtml [2014 - 1 – Psyedu.ru]
Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №1. С.103–116. http://psyjournals.ru/social_psy/2015/n1/74946.shtml
Хломов К.Д., Кондрашкин А.В., Кузин П.А., Калякина С.М., Тюльканова К.И., Медведев Д.П. Подросток в онлайн-игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №4, 118-133. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73559.shtml

Формат мероприятия

5 трехдневных семинаров птн 18-22, сб-вскр 11-19

2697