Работа с подростками в гештальт-подходе

Спецкурс / 120 ч. / Работа с подростками
08.04.2022 - 10.04.2022
Москва
Ведущие
Головатюк А. Е. (Асс. тренер)
Егорова П. А. (Асс. тренер)
Содержание

Психологическая работа с подростками - одна из наиболее востребованных областей психологической практики. Подростки являются активными пользователями психологических услуг и все чаще сами просят родителей найти им психолога. Цель нашего спецкурса - обучение и поддержка гештальт-терапевтов, которые работают или хотят работать с подростками в рамках гештальт-подхода. Наш спецкурс может быть интерес терапевтам других направлений, а также учителям, социальным работникам и родителям, которые заинтересованы в том, чтобы лучше понимать ребят этого возраста.

Формат мероприятия

Темы семинаров.

1. Подростковый возраст среди других возрастов. История возникновения подросткового возраста. Основные задачи возраста. Теоретические модели подросткового возраста. Кто такой подросток: феноменология подросткового возраста и основные противоречия (конфликты), с которыми сталкивается подросток. Цели подростковой гештальт-терапии: поддержка осознавание и проживания основных противоречий возраста, поиск хорошей формы для решения этих противоречий. Поддержка взросления.

2. Подросток и семья. Ребенок или взрослый. Взросление подростка и изменение семейной системы. Перестройка отношений со взрослыми, конкуренция со взрослым. Значимый взрослый. Основное противоречие: стремление к независимости и автономии – необходимость поддержки в новых ситуациях и изменениях. Подросток и гаджеты. Клинические аспекты: употребление ПАВ, зависимости, психотические эпизоды у подростков. В терапии: поддержка диалога взрослый-подросток, осознавание своей роли в семье, поиска своего жизненного пути, исследование дилеммы “взрослый или ребенок”.

3. Подросток и сверстники. Свой среди чужих, чужой среди своих. Подростковые группы и их роль в жизни подростка. Основные потребности, которые подросток удовлетворяет в группе (в принадлежности, уважении, привязанности, освоении групповой роли, обратной связи). Подростки-изгои. Основное противоречие: потребность в принадлежности – переживание своей уникальности, одиночества. Клинические аспекты: жестокость и насилие. В терапии: поддержка осознавания своих границ, своего места и роли в группе, осознавание и регуляция агрессии, поддержка собственных ценностей, работа с переживанием отвержения. Групповая работа с подростками.

4. «Я сам». Идентичность. Обнаружение себя, телесность и сексуальность. Кризис идентичности. Экзистенциальные переживания (одиночество, уникальность и конечность жизни, свобода, смысл). Основное противоречие: быстрые изменения (внешности, ценностей, характера), важность нового опыта - необходимость стабильности и постоянства в себе и мире как опоры; Клинические аспекты: самоповреждающее поведение, РПП, депрессия. В терапии: встреча со смущением и стыдом, работа с кризисом и изменениями, поддержка переживания уникальности личности.

5. Терапевтические отношения в работе с подростками и их семьями. Формулирование запроса, заключение контракта с подростком и родителями, определение клиента гештальт-терапевта (подросток, пара подросток-родитель, семья). Сеттинг в подростковой терапии. Запросы к терапевту. Работа с родителями и семьей в подростковой терапии. Основные противоречие терапевта (родителя, учителя): забота о безопасности - поддержка автономии и самостоятельности; открытость и доверие в общении - уважение к интимности и границам. Супервизия случаев.

Дополнительная информация

5 трехдневных семинаров птн 18-22, сб-вскр 11-19

1308