Работа с опытом переживания покинутости
" Бесконечное прошлое. Работа с опытом переживания покинутости"
"Душой я бешено устал! Точно тайный горб на груди таскаю. Тоска какая! Будто что-то случилось или случится..."
А.Вознесенский
«Покинутость» можно рассматривать как некий опыт оставленности/брошенности значимым другим и как некое состояние бытия человека.
Ранний опыт покинутости может иметь как ясные, так и весьма размытые очертания. С ясными мы имеем дело тогда, когда в истории человека есть некая однозначная потеря: смерть одного или обоих родителей, отказ одного или обоих родителей от ребенка и т.п. Неясные, размытые контуры ситуация обретает тогда, когда значимый другой остается в контакте, например, осуществляя функциональную заботу, возможно качественную, но не присутствуя в нем эмоционально и т.п.
Такой опыт остаётся часто не дифференцированным, не распознанным как утрата и не имеет возможности быть завершенным.
Данный курс предполагает исследование феноменологии такой организации опыта, возможности и направление терапевтической работы.
Содержание курса:
1. Горевание как процесс ассимиляции опыта утраты. Динамика отношения к смерти и конечности в культуре. Парадигма забвения и парадигма памятования Ф. Василюк. Смыслы, задачи и динамика горевания. Виды горя. Прерывание процесса горевания и его влияние на дальнейшее развитие личности.
2. " Потерянное горе". Покинутость как опыт переживания утраты связи. Особенности переживания "неслучившегося". Понятие меланхолии как неосознанной утраты в работах З.Фрейда. Травма привязанности в работах Ф.Рупперта. Переживания утраты возможности связи в работах Дж.Франчесетти.
3. Понятие тоска в культуре, философии и психологии. Соотношение понятий тоска и надежда. Любовь и тоска. Тоска как этап процесса горевания, феноменология тоски. Интенциональность, направленная в прошлое.
4. "Оставь надежду всяк сюда входящий". Отчаяние как переживание способствующее восстановлению цикла опыта. Сфера невозможного: осознавание и дифференциация утраты.
5. Скорбь. Переструктурирование отношений. Обнаружение и создание смыслов. Интеграция и завершение опыта. Кто я до и после утраты.
6 трехдневных встреч 2,5 дня (25 часов) с периодичностью 1,5-2 месяца