Психолингвистические ресурсы в гештальт-терапии

Спецкурс / 80 ч. / Философия практики
15.05.2025 - 25.12.2025
Онлайн
Ведущие
Статусы ведущих указаны на момент подачи заявки
Содержание

Содержание спецкурса направлено на повышение психолингвистических компетенций психотерапевта за счет осознавания ресурсов языка (речи) в контексте гештальт теории и формирования умения использовать психолингвистические знания в организации психотерапевтического общения.
Логика спецкурса включает поэтапное развитие психолингвистических компетенций и навыков общения гештальт – терапевта:
1) Осознавание гештальт – терапевтом своей языковой личности и ее проявления в терапевтическом контакте с клиентом.
2) Сфокусированное слушание и исследование языковой картины мира клиента в процессе конструирования им нарратива (истории).
3) Организация психотерапевтического общения посредством диалога с клиентом в контексте гештальт терапии.
Спецкурс включает в себя: теоретические блоки по темам; дидактические материалы в виде конкретных лингвистических кейсов; упражнения, позволяющие исследовать и повышать свою психолингвистическую компетентность как гештальт-терапевта; терапевтические сессии; очные и заочные супервизии.
Программа
1. Психолингвистика и гештальт терапия. Языковая картина мира личности. Тезаурус. Социокультурные, национальные и индивидуальные особенности языковой картины мира.
2. Эмоционально-смысловая коннотация речевого сообщения. Вербальные и невербальные средства выражения языка. Влияние речевого сообщения на личность.
3. Паралингвистические средства взаимодействия терапевта и клиента. Интонация, фразовое ударение, акцентное ударение, тема и рема, паузы.
4. Коммуникация и общение. Монолог и диалог. Специфика психотерапевтического общения.
5. Диалог и диалогические отношения в гештальт – терапии. Диалогическая позиция терапевта. Различия между интерпретацией и терапевтической гипотезой.
6. Вербальные и невербальные маркеры проявлений функций селф в психотерапевтическом общении.
7. Вербальные и невербальные маркеры потребностей личности клиента (на основе динамической концепции личности).
8. Вербальные и невербальные маркеры механизмов прерывания контакта в психотерапевтическом общении (слияние, интроекция, проекция, дефлексия).
9. Вербальные и невербальные маркеры механизмов прерывания контакта в психотерапевтическом общении (ретрофлексия, эготизм, обесценивание).
10. Нарратив (история клиента). Социокультурные, национальные, гендерные и индивидуальные особенности конструирования клиентом своей истории.
11. Стилевые и жанровые особенности истории клиента. Композиционная структура истории клиента.
12. Цензура в речи клиента. «Скрытые» и двойные послания терапевту от клиента.
13. Метафора в речи клиента и ее роль в терапии. Метафора как способ организации контакта клиента с терапевтом.
14. Демонстрационные и учебные сессии с фокусировкой на диалогическую позицию терапевта.
15. -16. Сертификационные сессии.
Сертификация в форме описания случая работы с клиентом (не менее 3 сессий), где участник спецкурса использует приобретенные в ходе спецкурса психолингвистические компетенции и навыки общения, или демонстрация своей работы как терапевта в группе.

Формат мероприятия

Формат: 16 встреч с 11.00 до 15.00 2 раза в месяц по будням (четверг). 15-16 встреча – сертификация.

Дополнительная информация

Перед участием в спецкурсе необходимо собеседование

 363