Профессиональная идентичность психотерапевта
Спецкурс " Профессиональная идентичность психотерапевта" направлен на поддержку развития и осознавания психотерапевтами своей идентичности, мировоззрения и индивидуального стиля деятельности в психотерапии как профессии.
Формирование профессиональной идентичности психотерапевта – это сложный и многоуровневый процесс. Это ПУТЬ, который придется пройти личности, выбравшей профессию психотерапевта. Возможно уже с первых моментов участия в Программе на первой ступени или в базовой программе подготовки гештальт-терапевта, вы задавали себе вопросы: «Какая у меня мотивация быть терапевтом?», «Подходят ли мои личные характеристики для развития профессиональных компетенций психотерапевта?», «Какой я психотерапевт?».
Наш спецкурс предназначен для всех желающих, исследовать свою профессиональную идентичность и мировоззрение психотерапевта.
Основная цель спецкурса – развитие профессиональной рефлексии, в результате которой у участников спецкурса появятся более осознанные представления о себе как о психотерапевте, своих трансферентных характеристиках и способах самоподдержки и взаимоподдержки в общении с коллегами.
Логика спецкурса включает поэтапное расширение представлений личности психотерапевта о себе:
1) Самодиагностика собственных профессиональных установок, видения профессии, истоков формирования своей профессиональной идентичности.
2) Осознавание своих трансферентных характеристик и оценка их влияния на формирование своей частной практики, особенностей организации контакта с клиентом.
3) Формирование индивидуальных стратеги по преодолению эмоционального выгорания через самоподдержку и взаимоподдержку с коллегами.
Спецкурс включает в себя: теоретические блоки по темам; упражнения, позволяющие исследовать свою профессиональную идентичность психотерапевта; терапевтические сессии; очные и заочные супервизии.
Программа
1. Обсуждение ожиданий от спецкурса, осознавание проблем и тем, связанных с профессиональной идентичностью, самодиагностика.
2. Самодиагностика личных компетенций психотерапевта: внимательность, чувствительность, эмоциональный интеллект, выразительные средства, речь, критичность, творчество, социальный интеллект, эмпатичность, способность к децентрации, устойчивость к аффектам, эстетическое переживание и др.
3. Профессиональная роль среди других жизненных ролей. Методика социальный атом.
4. Моя профессия и другие профессии: ожидания и реальность, привилегии и ограничения профессии.
5. Миссия: зачем я пришел в эту профессию? Осознавание ведущих потребностей и мотивации психотерапевта. Домашнее задание: эссе «Что меня привело в психотерапию?».
6. Мои учителя: что значимое я получил в процессе участия в Программе психотерапии? Что я применяю? Как я соединил свой личный опыт и участие в Программе? Мой терапевтический стиль работы.
7. Мои трансферентные характеристики. Что транслирует другим моя внешность? Каким меня видят другие? Имидж психотерапевта.
8. Самопрезентация. Как я представляюсь? На сайтах, на конференциях и т.д. Домашнее задание: написать о себе как о специалисте – рассказ для клиентов: «Какой я терапевт?» «Что меня привело в психотерапию?», «Как участие в спецкурсе влияет на мою работу?»
9. Профессиональная этика и навыки организации психотерапевтического диалога. Профессия психотерапевта и личная жизнь: семья, друзья, хобби и т.д.
10.Специфика профессиональных сложностей. Скука и эмоциональное выгорание. Оценка и обесценивание работы психотерапевта: деньги и цена услуги. Самодиагностика. Осознавание способов самоподдержки.
1.1. Способы поддержки профессиональной идентичности в среде коллег. Взаимоподдержка с коллегами: понимание ресурсов сепервизорских и интервизорских групп, специализаций, участия в мероприятиях сообщества и т.д.
12. Несовершенство и совершенство терапевта. Психотерапия как работа, ПУТЬ и миссия помогающей профессии. Психотерапия как творчество и сопротивление творческому мышлению. Творческое приспособление как путь к достижению профессиональной идентичности.
13-14.Сертификация в форме представления эссе, описывающем опыт работы с клиентом (не менее 6 сессий), где участник спецкурса в описании использует анализ и оценку своих компетенций психотерапевта, ограничений, потребностей и мотивов, трансферентных характеристик, стиля, этики и т.д.
Частота встреч: 1 раз в две недели
Четверг с 11.00 до 15.30.Одна встреча - 6 ак.ч., всего 14 встреч
13-14 встречи – сертификация.
Обязательно собеседование