Основы арт-терапии

Спецкурс / 120 ч. / Арт-терапия
15.03.2021 - 30.06.2021
Онлайн
Ведущие
Олифирович Н. И. (Ведущий тренер)
Воскресенская Е. (Ведущий тренер)
Гонта А. (Асс. тренер)
Шапель А. (Асс. тренер)
Уласевич Т. (Супервизор)
Руководители программы
Организаторы программы
Содержание

ОНЛАЙН-СПЕЦКУРС «ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ»

1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА
Гештальт как интегративный подход. Использование различных путей организации контакта в гештальт-подходе: вербального, телесного, метафорического.
История развития арт-терапии. Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы. История развития арт-терапии в отечественной психологии.
Психоаналитическая арт-терапия. Гуманистическая арт-терапия. Арт-терапевтическая теория Э. Крамер. Психологические механизмы арт-терапии: компенсаторные, сублимационные, изоляционные.
Гештальт и арт-терапия. Работа с проекцией в гештальт-подходе средствами арт-терапии. Проективный характер продуктов творческого самовыражения. Работа с различными формами и видами творческого самовыражения как с внутренними феноменами и как с посланием «здесь-и-сейчас» терапевту, группе, социальному окружению.
Введение в теорию арт-терапии. Основные понятия, цели и задачи арт-терапии. Диагностика в арт-терапии. Пространство арт-терапевтического процесса. Модель арт-терапевтической сессии.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АРТ-ТЕРАПИИ

2.1. ИЗОТЕРАПИЯ И МАНДАЛА
Психология визуального восприятия. Образ как композиция. Гештальт-подход в работе с образом. Основные стратегии и подходы в развитии арт-терапии. Терапия визуально-пластическими художественными средствами.
Общие представления об изотерапии. Основные этапы изотерапии. Проективный рисунок. Рисуночные тесты. Применение графики в психотерапии и консультировании. Светоцветовая терапия. Психология цвета в арт-терапии. Даниил Хломов об анализе рисунка в гештальт-подходе.
Общие представления о методе мандалы. Создание и общий алгоритм интерпретации мандал. Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Работа со снами в гештальт-терапии с помощью мандалы.

2.2 СКАЗКОТЕРАПИЯ И ДРАМАТЕРАПИЯ
Общие представление о сказкотерапии. Функции и виды сказок. Задачи сказкотерапии. Жанры, используемые в сказкотерапии. Схема психологического анализа сказок.
Этапы психологического анализа сказок. Основные приемы работы со сказкой. Анализ сказок через призму цикла контакта.
Использование технологии работы со сказками в гештальт-терапии: рассказывание сказок; сочинение сказок; переписывание (дописывание) сказок. Факторы эффективности сказкотерапии.
Мужские / женские архетипы и архетипические сюжеты.
Драматерапия. Различия драматерапии и психодрамы. Цели и средства драматерапии. Структура, этапы и техники драматерапевтического процесса.
Работа с масками в индивидуальном и групповом формате: рисование, изготовление масок, работа с готовыми масками. Сочетание драматерапии и работы с масками.

2.3 ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И КУКЛОТЕРАПИЯ
Общие представления об игровой психотерапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия. Возможности игровой терапии. Смысл игры. Функции игры. Символическая игра. Игровая терапия в работе с детьми (Н. Кедрова). Работа с чувствами в игровой терапии.
Сказочная куклотерапия. Куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.

2.4 МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о музыкальной терапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия.
Музыкальная терапия и психодрама. История музыки в психодраме. Индивидуальная и групповая музыкальная импровизация. Музыка и образное представление в психодраме. Техники и сценарии музыкальной психодрамы.
Теоретические основы танцевальной терапии. Методы и способы работы в танцевальной терапии. Танцевальная игра. Методы оценки состояния клиента средствами танцевальной терапии. Диагностика и терапия движением. Модели терапии движением.

2.5 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о песочной терапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия. Процесс песочной терапии. Основные характеристики песочных картин.
Юнгианская песочная терапия. Фундамент и форма. Создание основы и классификация форм. Формы художественного творчества в песочной терапии. Классификация материалов в песочной арт-терапии. Способы игры с песком и водой. Процесс песочной терапии. Использование песочной терапии в групповых и индивидуальных гештальт-сессиях.
Динамичная песочная терапия. Песок как метафора внутренних и внешних жизненных процессов. Семантика миниатюрных фигурок, ландшафт, песочное поле. Кодирование и расшифровка символов. Принципы работы психотерапевта на песочном поле.

2.6 ФОТОТЕРАПИЯ
Общие представления о фототерапии и ее возможности. Психологические функции фотографии.
Фотография в контексте терапии искусством и арт-терапии. Фотография как инструмент изобразительного искусства в арт-терапии. Варианты и цели использования фототерапии. Групповая и индивидуальная работа гештальт-терапевта с использованием фотографий и видеофильмов в формате «здесь-и-теперь» и в качестве домашних заданий.

3 РАБОТА С МЕТАФОРОЙ

3.1 ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА
Метафоричность арт-терапии. Построение метафор в арт-терапии и консультировании. Способы работы с метафорой в гештальт-подходе.
Работа психолога с марионеткой как метафорой. Архетипическая и метафорическая работа с марионеткой.

3.2 РАБОТА ПСИХОЛОГА С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ И ПРОЕКТИВНЫМИ СКАЗОЧНЫМИ КАРТАМИ
Метафорические ассоциативные карты. Психологические механизмы воздействия метафорических карт. Типологизация карточных колод. Методические особенности и основные приемы работы с картами. Общая характеристика проективных сказочных карт. Проективные сказочные карты в индивидуальной и групповой психотерапии. Проективные сказочные карты в терапии пар.

Формы работы: лекции, работа в тройках по отработке и интерпретации техник и методик, супервизия.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Олифирович Наталья, психолог, кандидат психологических наук, доцент, гештальт-терапевт (EAGT, МГИ), гештальт-тренер и супервизор. Специалист в области сказкотерапии, со-автор и разработчик 2-х колод метафорических ассоциативных карт: «Проективные сказочные карты» и «Многоликий алкоголизм».
Работа в направлениях: гештальт-терапия, системная семейная терапия, арт-терапия

Воскресенская Алена - психолог, кандидат педагогических наук, доцент, гештальт-терапевт (EAGT, МГИ), гештальт-тренер и супервизор. В частной практике с 2006 года. Исполнительный директором РОО "Общество психологов и психотерапевтов "Гештальт-подход" (Минск) с 2016 года. Автор более 60 научных публикаций в области психологии, методических пособий и учебников.
Работа в направлениях: гештальт-терапия, системная семейная терапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия

Гонта Анастасия – психолог, гештальт-терапевт, супервизор, кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ. Образование: учитель музыки, практический психолог. Автор более 60 научных статей, более 30 – по музыкальной психотерапии. Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, психодрама, системная семейная терапия, телесно-ориентированная терапия.

Староселец Татьяна – психолог, гештальт-терапевт, супервизор. Образование: психолог, преподаватель психологии. В 2013 г. – обучение в программе «Теория и практика арт-терапии» ГУО «Академия последипломного образования»; в 2014 г. – «Телесно-ориентированный подход в гештальт-терапии»; 2014 - 2015 гг. – семинары-практикумы по использованию метафорических ассоциативных карт в различных подходах к консультированию и психотерапии («Метафорические ассоциативные карты в помогающей деятельности», «Возможности использования метафорических ассоциативных карт в кризисной помощи», «Метафорические ассоциативные карты в супружеской терапии и терапии пар»).
Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия.

Уласевич Тина – практикующий психолог. Образование: «Психология семейных отношений и сексология», квалификация: психолог, преподаватель психологии, сексолог. Системный семейный терапевт (БАП, ИИСТ).
Аккредитованный гештальт-терапевт (МГИ), аккредитованный супервизор (ОППГП). Арт-терапевт. Групповой терапевт.
Автор более 20-ти научных статей в области практической психологии, соавтор ряда учебно-методических пособий («Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни», «Формирование социальной идентичности студенческой молодежи», «Консультативная работа психолога в вузе») и т.д.
Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Шапель Анастасия – практикующий психолог, детский и подростковый психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер МГИ. Защитила магистерскую диссертацию по теме готовности к отцовству. Автор 15-ти научных публикаций в области психологии, в том числе нескольких учебно-методических пособий. Образование: учитель - логопед, практический психолог. Дополнительные семинары: арт-терапия, песочная терапия, работа с ассоциативными картами, работа с сексуальностью, эннеаграмма, психология современной семьи, французский подход в гештальт-терапии. В данный момент - обучение в долгосрочной программе МААП «Юнгианская психотерапия». Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, системные расстановки, сказкотерапия.

Формат мероприятия

Он-лайн спецкурс включает 10 семинаров, работу в тройках, просмотр видеоматериалов, супервизию, еженедельную сдачу домашних заданий, экзамен

Дополнительная информация

Второй набор

1509