Основы арт-терапии

Спецкурс / 120 ч.
15.03.2021 – 30.06.2021
Онлайн
Ведущие
Олифирович Н.И. (Ведущий тренер)
Воскресенская Е.В. (Ведущий тренер)
Гонта А.В. (Асс. тренер)
Шапель А.Ю. (Асс. тренер)
Уласевич Т.В. (Супервизор)
Староселец Т.С. (Асс. тренер)
Руководители программы
Организаторы программы
Содержание

ОНЛАЙН-СПЕЦКУРС «ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ»

1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА
Гештальт как интегративный подход. Использование различных путей организации контакта в гештальт-подходе: вербального, телесного, метафорического.
История развития арт-терапии. Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы. История развития арт-терапии в отечественной психологии.
Психоаналитическая арт-терапия. Гуманистическая арт-терапия. Арт-терапевтическая теория Э. Крамер. Психологические механизмы арт-терапии: компенсаторные, сублимационные, изоляционные.
Гештальт и арт-терапия. Работа с проекцией в гештальт-подходе средствами арт-терапии. Проективный характер продуктов творческого самовыражения. Работа с различными формами и видами творческого самовыражения как с внутренними феноменами и как с посланием «здесь-и-сейчас» терапевту, группе, социальному окружению.
Введение в теорию арт-терапии. Основные понятия, цели и задачи арт-терапии. Диагностика в арт-терапии. Пространство арт-терапевтического процесса. Модель арт-терапевтической сессии.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АРТ-ТЕРАПИИ

2.1. ИЗОТЕРАПИЯ И МАНДАЛА
Психология визуального восприятия. Образ как композиция. Гештальт-подход в работе с образом. Основные стратегии и подходы в развитии арт-терапии. Терапия визуально-пластическими художественными средствами.
Общие представления об изотерапии. Основные этапы изотерапии. Проективный рисунок. Рисуночные тесты. Применение графики в психотерапии и консультировании. Светоцветовая терапия. Психология цвета в арт-терапии. Даниил Хломов об анализе рисунка в гештальт-подходе.
Общие представления о методе мандалы. Создание и общий алгоритм интерпретации мандал. Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Работа со снами в гештальт-терапии с помощью мандалы.

2.2 СКАЗКОТЕРАПИЯ И ДРАМАТЕРАПИЯ
Общие представление о сказкотерапии. Функции и виды сказок. Задачи сказкотерапии. Жанры, используемые в сказкотерапии. Схема психологического анализа сказок.
Этапы психологического анализа сказок. Основные приемы работы со сказкой. Анализ сказок через призму цикла контакта.
Использование технологии работы со сказками в гештальт-терапии: рассказывание сказок; сочинение сказок; переписывание (дописывание) сказок. Факторы эффективности сказкотерапии.
Мужские / женские архетипы и архетипические сюжеты.
Драматерапия. Различия драматерапии и психодрамы. Цели и средства драматерапии. Структура, этапы и техники драматерапевтического процесса.
Работа с масками в индивидуальном и групповом формате: рисование, изготовление масок, работа с готовыми масками. Сочетание драматерапии и работы с масками.

2.3 ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И КУКЛОТЕРАПИЯ
Общие представления об игровой психотерапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия. Возможности игровой терапии. Смысл игры. Функции игры. Символическая игра. Игровая терапия в работе с детьми (Н. Кедрова). Работа с чувствами в игровой терапии.
Сказочная куклотерапия. Куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.

2.4 МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о музыкальной терапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия.
Музыкальная терапия и психодрама. История музыки в психодраме. Индивидуальная и групповая музыкальная импровизация. Музыка и образное представление в психодраме. Техники и сценарии музыкальной психодрамы.
Теоретические основы танцевальной терапии. Методы и способы работы в танцевальной терапии. Танцевальная игра. Методы оценки состояния клиента средствами танцевальной терапии. Диагностика и терапия движением. Модели терапии движением.

2.5 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о песочной терапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия. Процесс песочной терапии. Основные характеристики песочных картин.
Юнгианская песочная терапия. Фундамент и форма. Создание основы и классификация форм. Формы художественного творчества в песочной терапии. Классификация материалов в песочной арт-терапии. Способы игры с песком и водой. Процесс песочной терапии. Использование песочной терапии в групповых и индивидуальных гештальт-сессиях.
Динамичная песочная терапия. Песок как метафора внутренних и внешних жизненных процессов. Семантика миниатюрных фигурок, ландшафт, песочное поле. Кодирование и расшифровка символов. Принципы работы психотерапевта на песочном поле.

2.6 ФОТОТЕРАПИЯ
Общие представления о фототерапии и ее возможности. Психологические функции фотографии.
Фотография в контексте терапии искусством и арт-терапии. Фотография как инструмент изобразительного искусства в арт-терапии. Варианты и цели использования фототерапии. Групповая и индивидуальная работа гештальт-терапевта с использованием фотографий и видеофильмов в формате «здесь-и-теперь» и в качестве домашних заданий.

3 РАБОТА С МЕТАФОРОЙ

3.1 ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА
Метафоричность арт-терапии. Построение метафор в арт-терапии и консультировании. Способы работы с метафорой в гештальт-подходе.
Работа психолога с марионеткой как метафорой. Архетипическая и метафорическая работа с марионеткой.

3.2 РАБОТА ПСИХОЛОГА С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ И ПРОЕКТИВНЫМИ СКАЗОЧНЫМИ КАРТАМИ
Метафорические ассоциативные карты. Психологические механизмы воздействия метафорических карт. Типологизация карточных колод. Методические особенности и основные приемы работы с картами. Общая характеристика проективных сказочных карт. Проективные сказочные карты в индивидуальной и групповой психотерапии. Проективные сказочные карты в терапии пар.

Формы работы: лекции, работа в тройках по отработке и интерпретации техник и методик, супервизия.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Олифирович Наталья, психолог, кандидат психологических наук, доцент, гештальт-терапевт (EAGT, МГИ), гештальт-тренер и супервизор. Специалист в области сказкотерапии, со-автор и разработчик 2-х колод метафорических ассоциативных карт: «Проективные сказочные карты» и «Многоликий алкоголизм».
Работа в направлениях: гештальт-терапия, системная семейная терапия, арт-терапия

Воскресенская Алена - психолог, кандидат педагогических наук, доцент, гештальт-терапевт (EAGT, МГИ), гештальт-тренер и супервизор. В частной практике с 2006 года. Исполнительный директором РОО "Общество психологов и психотерапевтов "Гештальт-подход" (Минск) с 2016 года. Автор более 60 научных публикаций в области психологии, методических пособий и учебников.
Работа в направлениях: гештальт-терапия, системная семейная терапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия

Гонта Анастасия – психолог, гештальт-терапевт, супервизор, кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ. Образование: учитель музыки, практический психолог. Автор более 60 научных статей, более 30 – по музыкальной психотерапии. Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, психодрама, системная семейная терапия, телесно-ориентированная терапия.

Староселец Татьяна – психолог, гештальт-терапевт, супервизор. Образование: психолог, преподаватель психологии. В 2013 г. – обучение в программе «Теория и практика арт-терапии» ГУО «Академия последипломного образования»; в 2014 г. – «Телесно-ориентированный подход в гештальт-терапии»; 2014 - 2015 гг. – семинары-практикумы по использованию метафорических ассоциативных карт в различных подходах к консультированию и психотерапии («Метафорические ассоциативные карты в помогающей деятельности», «Возможности использования метафорических ассоциативных карт в кризисной помощи», «Метафорические ассоциативные карты в супружеской терапии и терапии пар»).
Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия.

Уласевич Тина – практикующий психолог. Образование: «Психология семейных отношений и сексология», квалификация: психолог, преподаватель психологии, сексолог. Системный семейный терапевт (БАП, ИИСТ).
Аккредитованный гештальт-терапевт (МГИ), аккредитованный супервизор (ОППГП). Арт-терапевт. Групповой терапевт.
Автор более 20-ти научных статей в области практической психологии, соавтор ряда учебно-методических пособий («Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни», «Формирование социальной идентичности студенческой молодежи», «Консультативная работа психолога в вузе») и т.д.
Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Шапель Анастасия – практикующий психолог, детский и подростковый психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер МГИ. Защитила магистерскую диссертацию по теме готовности к отцовству. Автор 15-ти научных публикаций в области психологии, в том числе нескольких учебно-методических пособий. Образование: учитель - логопед, практический психолог. Дополнительные семинары: арт-терапия, песочная терапия, работа с ассоциативными картами, работа с сексуальностью, эннеаграмма, психология современной семьи, французский подход в гештальт-терапии. В данный момент - обучение в долгосрочной программе МААП «Юнгианская психотерапия». Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, системные расстановки, сказкотерапия.

Формат мероприятия

Он-лайн спецкурс включает 10 семинаров, работу в тройках, просмотр видеоматериалов, супервизию, еженедельную сдачу домашних заданий, экзамен

Дополнительная информация

Второй набор

923