ГТ в работе с довербальным опытом

Спецкурс / 120 ч. / Кризисы и травмы
29.10.2021 - 26.06.2022
Краснодар
Ведущие
Чехова И. Н. (Тренер)
Кандар Г. (Асс. тренер)
Содержание

Содержание спецкурса

Спецкурс предусматривает знакомство с феноменологией довербального и раннего вербального опыта у взрослых клиентов, а также возможности интеграции психодинамического, клинического и гештальт-подходов для понимания проявлений, отсроченных последствий, техники и стратегии работы с данным видом травмы.

Форма работы: лекции, обсуждения, упражнения в парах, тройках, групповые и ролевые игры, индивидуальные терапевтические сессии в кругу с ведущими, поддержка групповых динамических процессов.

План спецкурса
1 модуль. Понятия «довербальный» (Маргерита Спаньоло Лобб) и «ранний вербальный опыт». Эволюция эмоций в индивидуальном развитии. Эмоциональная толерантность. Детская травма, как нарушение динамики развития эмоций (Г. Кристалл). Понятие Комплесное ПТСР.
Анализ различных периодизаций психического развития (Фрейд, Эриксон, Эльконин, Пиаже, Перлз, Лизабет Марчер). Сенситивные периоды развития. Теория развития в гештальт-подходе (Джованни Салониа, Маргерита Спаньоло Лобб). Формирование БМО/базовой модели отношений, межличностной и внутриличностной границ (Дж. Салониа); гештальт-терапевтическая карта полифонических зон (Спаньоло-Лобб); формирование межличностных гештальтов (Элинор Гринберг).

2 модуль. Формирование «права на существование» и чувства «базовой безопасности», способности распознавать свои потребности.
Формирование фундаментальных движений, как базисных элементов будущего двигательного репертуара и основы построения контакта во взрослой жизни (Руэлла Франк). Эмоции и телесность. Работа с эмоцией, как фигурой контакта.
Формирование психотического уровня развития психики. Гештальт-терапия в преконтакте.
Алекситимия. Тревога. Способы совладания с тревогой у взрослых (здоровые и патологичные).

3 модуль. Теория привязанности Боулби. Привязанность, как базовая мотивация в системе различных потребностей (от физиологических, сексуальных до социальных).
Диагностика и типология нарушений привязанности. Феноменология поведения привязанности. Привязанность и/или зависимость.
Примеры нарушения привязанности у взрослых:
• социальный промискуитет,
• агрессивная симптоматика;
• инверсия ролей,
• психосоматическая симптоматика (нейродермит),
• нарушение пищевого поведения,
• симптоматика зависимого поведения,
• симптоматика тревоги, паники и агорафобии,
• депрессивная симптоматика,
• нарциссическая симптоматика.
Формирование пограничного уровня организации психики.

4 модуль. Половая идентичность, поло-ролевая идентичность, сексуальная ориентация. Анализ психодинамических концепций развития пола. Влияние довербального (доэдипова) опыта и раннего вербального (эдипова) периодов на формирование половой, поло-ролевой идентичности и сексуальной ориентации.
Потребности и феноменология контакта в триадическом поле.
Формирование невротического уровня организации психики.

5 модуль. Экзистенциальный опыт рождения.

Литература

1. Винникот Дональд Вудс. Семья и развитие личности. Мать и дитя / пер. с англ. А. Грузберга – Екатеринбург: «Литур», 2004. – 400 с.
2. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2002. – 256 с.
3. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.— 232 с.
4. Боулби Джон. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
5. Бриш Карл Хайнц. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. С. И. Дубинской: Когито-Центр; Москва; 2012. – 202 с.
6. Гештальт-терапия в клинической практике. От психопатологии к эстетике контакта / Под ред. Джанни Франчесетти, Микелы Джечетти, Яна Рубала. – М.:Институт Гештальт-Терапии и Крнсультирования, 2017. – 688 с.
7. Грин Андре. Мертвая мать. Green А., (1980) «La Mère morte». In: Narcissisme de Vie, Narcissisme de Mort, Paris, Les Editions de Minuit, 1983, pp. 222-253.
8. Перевод с французского E. В. Пашковой, научная редакция П. В. Качалова - http://psyconsult.org/biblioteka/
9. Гюнтер Аммон. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 238 с.
10. Даулинг Скотт. Можем ли мы реконструировать довербальные события? Журнал практической психологии и психоанализа 2009 №02. М.: Институт практической психологии и психоанализа. 2009. - 134 с. Главный редактор Ягнюк К. В.
11. Изард К.Э. Психология эмоций/пер. с англ. - СПб., 1999. 464 с.
12. Калшед Д. Травма и душа: Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию. - Москва: Когито-Центр, 2015. – 274 с.
13. Кляйн Мелани. Зависть и благодарность. / пер. Мельникова М.Л., Ниязова А. – Ижевск: «Эрго», 2010. –320с.
14. Коркина М. В., Цивилько М. А., Марилов В. В. Нервная анорексия. – М.: Медицина, 1986. – 176 с.
15. Кристалл Генри при содействии Джона X. Кристала. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006 — 800 с. (Серия: «Теория и практика психоанализа»).
16. Левин Питер А. и Энн Фредерик. Пробуждение тигра-исцеление травмы. «Waking the Tiger-Healing Trauma». / пер. англ. В. В. Адаменко и К.С. Мазур — М: ACT, 2007. — 316с.
17. Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация/ Пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2014. – 413 с.
18. Мэй Ролло. Смысл тревоги. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 416 с.
19. Нардонэ Дж., Миланезе Р., Вербиц Т. В плену у еды: булимия, анорексия, vomiting. Краткосрочная терапия нарушений пищевого поведения / Пер. с итал. О. Е. Игошиной. – М.: 1000 Бестселлеров, 2019. – 320 с.
20. Павлова О.Н. Депрессия: психоаналитические теоретические концепции и клинические стратегии. – М: Издательство МИАПП, 2011. – 169 с.
21. Ранк Отто. Травма рождения и ее значение для психоанализа. - М.: «Когито – Центр», 2009. – 239 с.
22. Спаниоло Лобб М. Now for next. Настоящее для будущего.- М.: Издательство ОППГП «Московский Гештальт Институт», 2014. – 380 с.
23. Стерн Д.Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М& Генезис, 2001. — 192 с.
24. Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург: "Деловая Книга", 1998. – 109 с.
25. Уилер Гордон. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма.- М.: Смысл; ЧеРо, 2005. – 489 с.
26. Уокер Пит. Комплексное ПТСР. Руководство по восстановлению от детской травмы. – К.: Диалектика, 2020. – 274 с.
27. Франк Руэлла. Достигая друг друга: сборник статей / сост. Р.Р. Попова; пер. с англ. С.В. Гогина. – Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2015.– 134 с.
28. Франкл Джордж. Неизведанное Я / Пер. с англ. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1998. – 246 с.
29. Шапиро Дэвид. Автономия и ригидная личность. / пер. с англ. В.Маршавки и А.Телицыной – М.: «Класс». 2009. – 157с.
30. Шпиц Р. А. Первый год жизни. Пер с англ. Л. Б. Сумм под ред. А. М. Боковикова. – М.: Геррус, 2000
31. Эйнсворт М.Д. Объектные отношения, зависимость и привязанность: теоретический обзор проблемы взаимосвязи мать-младенец// Психология привязанности и ранних отношений: Тексты. Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2005. 362 с.
32. Эльячефф Каролин. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. – М. Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 208 с.

Формат мероприятия

Пять трехдневных сессий (120 часов). Раз в два месяца.

Дополнительная информация

В случае совпадения дат с базовым курсом — приоритет посещению базового курса.

354