Гештальт – подход в работе с семьей и детьми
Содержание:
1. Полевой и системный подход в работе с семьей.
Методологические принципы системной семейной терапии. Генограмма как метод семейной терапии.
Системная логика в работе с семьей. Симптом как результат творческого процесса в стабилизации семейной системы.
2. Контракт как способ организации терапевтического процесса. Формы и стратегии работы. Роли и задачи семейного терапевта. Особенности работы в котерапевтической паре.
3. Этапы и формы развития семьи. Границы в семейной системе, пути их формирования. Кризисы и развитие в семье. Различия между потребностями и желаниями. Работа с парой, улучшения коммуникации. Работа с продюсированной семьей.
4. 5. Гештальт-подход в работе с семьей с детьми по модели Вайолет Оклендер. Система Вайолет Оклендер: понятия и этапы терапевтического процесса. Структура работа с семьей с детьми. Методы и техники работы с семьей.
6.7. Динамическая модель привязанности П. Криттенден.
Понятие привязанности. Модели привязанности. Терапевтические стратегии по работе с разными моделями привязанности.
8. Сертификация. Супервизия случаев.
Литература к специализации:
1. Основы семейной гештальттерапии. Перевод с анг. И. Никифоровой/ СПб.,» Издательство Пирожкова», 2001.
2. Карл Витакер, Вильям Бамберри , Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном/Пер. с англ. З. Шапиро, - М.: Независимая фирма «Класс».
3. Дональдс Вудс Винникот, Разговор с родителями/Пер. с англ. М.И.Почукаевой, В.В. Тимофеева. -М.: Независимая фирма «Класс» .
4. А.Я. Варга Параметры семейной системы. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. - «Речь», 2001, с.36-63.
5. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи.- «Речь», СПб., 2000.
6. Вайолет Оклендер_Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. -М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
7. Оклендер В., Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. Пер. с англ. В. И. Белопольского»: Когито-Центр; Москва; 2012
8. Бриш К.Х. «Терапия нарушений приаязанности. От теории к практике», - М., Когито-Центр, 2012
9. Мерсер.Дж. «Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми». – М., Когито-Центр, 2019
10. Девид Дж.Уоллин «Привязанность в психотерапии». – М., Научный мир, 2021
11. Курт Левин «Теория поля в социальных науках» - 2017
12. Питер Филипсон «Self в отношениях»
Ведущие:
Березина Елена Васильевна
Психолог, гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, аккредитованный в ОПП ГП, системный-семейный терапевт, ведущая супервизионных и терапевтических групп, а также программ подготовки, подготовки гештальт-терапевтов, эксперт Межрегионального ресурсного центра «Зашита детей».
Вальтер Иван Иванович
Психолог, гештальт-терапевт и супервизор Московского Гештальт Института, аккредитованный в ОПП ГП, системный-семейный терапевт, преподаватель и ведущий образовательных программ, а также программ подготовки, участия в Программе гештальт-терапевтов, основатель «Центра семейной и групповой терапии Ивана Вальтера»
Структура программы: 8 сессий обучающих, 1 сессия сертификационная. Периодичность встреч: двухдневки с интервалом 1,5 месяца. Включает лекции, демонстрацию технических приемов, тренировочную практику, работу под супервизией, индивидуальные сессии, процесс анализ.
Даты: 09-10 декабря 2023 г.; 27-28 января 2024 г.; 2-3 марта; 27-28 апреля; 6-7 июля;
24-25 августа; 12-13 октября; 24-25 ноября; 25-26 января 2025 г.
Количество часов – 180 часов.
Итогом пилотного проекта спецкурса станет выполнение письменной работы (эссе по теме «Моя семья», описание опыта краткосрочной работы с клиентом по теме пилота (до 10 встреч)) или сертификационная очная работа.
Цель: сформировать представления о принципах работы с семьей, а также создать условия для формирования практических навыков будучи в роли семейного терапевта.
Задачи:
1. Сфокусировать участников на необходимости определения кто клиент и особенности заключения контракта.
2. Познакомить участников с возможностями гештальт-терапии в работе с семейной системой.
3. Познакомить с методами и техниками работы с семьей через получение терапевтического и клиенского опыта.
4. Познакомить с разными формами работы, в зависимости от запроса.
5. Создать условия для формирования у терапевта системного видения терапевтической картины.
6. Создать условия для формирования навыка работы с котерапевтом.