Гештальт-подход в работе с довербальной и ранней вербальной травмой

[ пилотный проект ]
Записаться на мероприятие

Руководители программы

   Андрющенко Д.В.

Ведущие

   Кандар Г.Н. (Асс. тренер)
   Чехова И.Н. (Асс. тренер)

Описание программы

Содержание

Спецкурс предусматривает знакомство с феноменологией довербального и раннего вербального опыта у взрослых клиентов, а также возможности интеграции психодинамического, клинического и гештальт-подходов для понимания проявлений, отсроченных последствий, техники и стратегии работы с данным видом травмы.

Форма работы: лекции, обсуждения, упражнения в парах, тройках, групповые и ролевые игры, индивидуальные терапевтические сессии в кругу с ведущими, поддержка групповых динамических процессов.

План спецкурса
1 модуль. Травма. Виды травмы: детская и взрослая травмы (Генри Кристалл), шоковая травма. Довербальная травма. Нормальные и патологические реакции психики на травмогенное событие.
Анализ различных периодизаций психического развития (Фрейд, Эриксон, Эльконин, Пиаже, Перлз, Лизабет Марчер).
Сенситивные периоды развития.
Теория объектных отношений (Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Маргарет Малер).
Теория привязанности Боулби.

2 модуль. Формирование «права на существование» и чувства «базовой безопасности», способности распознавать свои потребности.
Эволюция эмоций в индивидуальном развитии. Эмоции и телесность. Эмоциональная толерантность. Детская травма, как нарушение динамики развития эмоций (Г. Кристалл).
Работа с эмоцией, как фигурой контакта.
Формирование психотического уровня развития психики. Гештальт-терапия в преконтакте.
Алекситимия. Тревога. Способы совладания с тревогой у взрослых (здоровые и патологичные).

3 модуль. Теория нарушения привязанности. Привязанность, как базовая мотивация в системе различных потребностей (от физиологических, сексуальных до социальных).
Диагностика и типология нарушений привязанности.
Примеры нарушения привязанности у взрослых:
• социальный промискуитет,
• агрессивная симптоматика;
• инверсия ролей,
• психосоматическая симптоматика (нейродермит),
• нарушение пищевого поведения,
• симптоматика зависимого поведения,
• симптоматика тревоги, паники и агорафобии,
• депрессивная симптоматика,
• нарциссическая симптоматика.

4 модуль. Половая идентичность, поло-ролевая идентичность, сексуальная ориентация. Анализ психодинамических концепций развития пола. Влияние довербального (доэдипова) опыта и раннего вербального (эдипова) периодов на формирование половой, поло-ролевой идентичности и сексуальной ориентации.

5 модуль. Формирование пищевой зависимости в довербальном и раннем вербальном периоде.
Классификация и диагностика различных видов пищевой зависимости. Конституция тела, психотипы, характеры.
Современные расстройства пищевой зависимости (булимия, анорексия, компульсивное переедание, орторексия, дисморфофобия). Основные принципы терапевтической работы.
Базовое доверие к миру. Первый контакт с ребенком. Кормление - способ связи матери с младенцем. Материнская грудь. Обретение правильного опыта кормления. Особое внимание и забота. (Особый контакт между лицом, ртом и руками младенца и грудью матери). Развитие эмоциональных взаимоотношений между матерью и ребенком. Естественное кормление. Отлучение от груди.
Обьектные отношения.
Переедание, как психологическая зависимость.
Гештальт-терапия пищевой зависимости (два вида контакта: поглощение и выделение). Осознанное пищевое поведение.

Теоретическое обоснование курса.

Понятия «довербальный» и «ранний вербальный опыт» мы рассматриваем с точки зрения особенностей начальной коммуникации человека с его окружающей средой.
Проанализировав системы возрастной периодизации различных авторов, мы условно выделяем период от рождения до 6-7 лет. Этот период Пиаже определяет как сенсомоторную и дооперационную стадию развития интеллекта. Характеризуется он тем, что вся сенсорная информация передается в подкорковые, более древние участки головного мозга и присутствует в сознании в виде телесных ощущений или образов. Происходит запечатление (импритинг) первичного сенсорно-моторного опыта в глубоких структурах мозга. Его вербальное воспроизводство либо невозможно, либо затруднено. Именно поэтому, ранний опыт становится трудно доступным для терапии.
В процессе развития индивида расширяется связь коры больших полушарий и подкорковых структур, однако опыт, полученный в начальный период жизни, остается недоступным для сознания.
У взрослых клиентов довербальная и ранняя вербальная травма может определять:
• уровень организации личности (психотический и пограничный);
• некоторые клинические проявления (алекситимия, нарушение пищевого поведения, тревожно-фобические, депрессивные и соматоформные расстройства);
• индивидуальный рисунок автоматического, базового восприятия и реагирования.

Есть мнение, что терапевтическая работа с довербальным и ранним вербальным опытом в рамках гештальт-подхода затруднена. Однако она возможна, осуществляется при этом в зоне глубокого преконтакта, и чаще всего направлена на формирование потребностей. Фигурой становится недифференцируемое возбуждение (тревога), которое часто переживается как невыносимое, и очень трудно вербализируется. В этом случае терапевтическая работа направлена на его дифференциацию, вербализацию и десоматизацию.
Сложностью в работе с ранней травматизацией является также появление различных психологических новообразований, возникающих в ответ на травматическое воздействие. Такие компенсации, в связи с пластичностью детской психики, способствуют дальнейшему развитию травматического self ребенка, и потом во взрослом состоянии определяют особенности восприятия и реагирования. В связи с этим, прямую связь между психологическими реакциями и травматическими событиями установить очень трудно.
Наш спецкурс позволяет научиться распознавать некоторые феномены ранней травмы у взрослых и вырабатывать стратегию и тактику работы с данным видом травмы.

Литература

1. Винникот Дональд Вудс. Семья и развитие личности. Мать и дитя / пер. с англ. А. Грузберга – Екатеринбург: «Литур», 2004. – 400 с.
2. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2002. – 256 с.
3. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.— 232 с.
4. Боулби Джон. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
5. Бриш Карл Хайнц. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. С. И. Дубинской: Когито-Центр; Москва; 2012. – 202 с.
6. Грин Андре. Мертвая мать. Green А., (1980) «La Mère morte». In: Narcissisme de Vie, Narcissisme de Mort, Paris, Les Editions de Minuit, 1983, pp. 222-253.
7. Перевод с французского E. В. Пашковой, научная редакция П. В. Качалова - http://psyconsult.org/biblioteka/
8. Гюнтер Аммон. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 238 с.
9. Даулинг Скотт. Можем ли мы реконструировать довербальные события? Журнал практической психологии и психоанализа 2009 №02. М.: Институт практической психологии и психоанализа. 2009. - 134 с. Главный редактор Ягнюк К. В.
10. Изард К.Э. Психология эмоций/пер. с англ. - СПб., 1999. 464 с.
11. Калшед Д. Травма и душа: Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию. - Москва: Когито-Центр, 2015. – 274 с.
12. Кляйн Мелани. Зависть и благодарность. / пер. Мельникова М.Л., Ниязова А. – Ижевск: «Эрго», 2010. –320с.
13. Кляйн М. Айзекс С., Райвери Д., Хайман П. Развитие в психоанализе/ пер. с англ. Д.В. Полтавец, С.г. Дурас, И.А. Перелыгин; сост. И научн. Ред. И.Ю. Романов. – М.: Академический Проект, 2001.
14. Коркина М. В., Цивилько М. А., Марилов В. В. Нервная анорексия. – М.: Медицина, 1986. – 176 с.
15. Кристалл Генри при содействии Джона X. Кристала. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006 — 800 с. (Серия: «Теория и практика психоанализа»).
16. Левин Питер А. и Энн Фредерик: Пробуждение тигра-исцеление травмы. «Waking the Tiger-Healing Trauma». / пер. англ. В. В. Адаменко и К.С. Мазур — М: ACT, 2007. — 316с.
17. Малер М., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация/ Пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2014. – 413 с.
18. Нардонэ Дж., Миланезе Р., Вербиц Т. В плену у еды: булимия, анорексия, vomiting. Краткосрочная терапия нарушений пищевого поведения / Пер. с итал. О. Е. Игошиной. – М.: 1000 Бестселлеров, 2019. – 320 с.
19. Павлова О.Н. Депрессия: психоаналитические теоретические концепции и клинические стратегии. – Москва: Издательство МИАПП, 2011. – 169 с.
20. Стерн Д.Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М& Генезис, 2001. — 192 с.
21. Тайсон Филлис и Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург: "Деловая Книга", 1998. – 109 с.
22. Уилер Гордон. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма.- М.: Смысл; ЧеРо, 2005. – 489 с.
23. Франкл Джордж. Неизведанное Я / Пер. с англ. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1998. – 246 с.
24. Шапиро Дэвид. Автономия и ригидная личность. / пер. с англ. В.Маршавки и А.Телицыной – М.: «Класс». 2009. – 157с.
25. Шпиц Р. А. Первый год жизни. Пер с англ. Л. Б. Сумм под ред. А. М. Боковикова. – М.: Геррус, 2000
26. Эйнсворт М.Д. Объектные отношения, зависимость и привязанность: теоретический обзор проблемы взаимосвязи мать-младенец// Психология привязанности и ранних отношений: Тексты. Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2005. 362 с.
27. Эльячефф Каролин. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. – М. Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 208 с.

Адрес

г. Донецк, пр. Комсомольский, 6/13

Формат мероприятия

Пять трехдневных сессий (120 часов). Шестая – сертификационная (защита эссе, в котором представлено описание психотерапевтической работы с довербальным и ранним вербальным опытом в гештальт-подходе и получение заочной супервизии).

Дополнительная информация

В случае совпадения дат с базовым курсом — приоритет посещению базового курса.

204