Основы гештальт-терапии

Программа 1-й ступени / 180 ч.
27.11.2021 - 31.07.2022
МоскваОктябрьская
Ведущие
Сорока С. В. (Терапевт)
Руководители программы
Организаторы программы
Контакты

Москва, ул. Большая Якиманка 40с7 (ст.м. Октябрьская)

+79166604545+79257726345[email protected] Записаться
Содержание

Программа адресована тем, кто ищет свой психотерапевтический подход. А так же тем, кто желает сменить профессию и открыть новые грани собственного "Я". Будет интересна практикующим психологам, психотерапевтам, врачам-психиатрам, студентам-психологам, социальным работникам и педагогам.

Первый год обучения (первая ступень) состоит изучебно-терапевтических модулей и лекционное-семинарских занятий — учебно-терапевтические модули (это очные двухдневные занятия по субботами и воскресеньям, с 11:00 до 19:00) один раз в 1-1,5 месяца) и лекционно-семинарские занятия (дистанционный курс лекций с вопросами для самоподготовки).

Прохождение первой ступени обязательно для тех, кто хочет пройти полный Базовый курс обучения "Теория и практики гештальт-терапии".

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ":

1. Основы гештальт-терапии и история создания
1.1. История создания гештальт-терапии. Основатели метода: Ф.Перлз, П.Гудман, Р.Хефферлайн, И.Фром. История развития метода, различия школ и направлений.
1.2. Развитие гештальта на постсоветском пространстве.
Интеграция принципов и техник других направлений: гештальтпсихология, психоанализ Фрейда, характерологический анализ Райха, психодрама Морено, принципы и практики дзен-буддизма.

2. Теория Self и цикл контакта как понятийная модель
2.1. Концепция SELF в гештальт-подходе. Динамические режимы и функции SELF.
2.2. Цикл контакта, основные механизмы прерывания цикла контакта.
2.3. Модели цикла контакта по Гудману, Зинкеру, Гингеру.

3. Основные концепции современной гештальт-терапии
3.1. Феноменологическое направление в психотерапии: общие принципы. Феноменологический принцип «эпохе» (вынесение за скобки и уравнивание) в практической деятельности гештальт-терапевта.
3.2. Диалог и контакт в гештальт-терапии. Критерии диалогической терапии (присутствие, включенность, преданность диалогу, открытость). Самораскрытие в терапии-возможности и границы адекватности.
3.3. Граница контакта, суть концепции. Континуум «организм среда». Организмическая саморегуляция как основной механизм поддержания гомеостаза.
3.4. Фигура и фон в гештальт-терапии. Фокусировка фигуры и проработка фона. Отработка навыков выделения и фокусировки фигуры.
3.5. Творческое приспособление в гештальт-подходе. Острая ситуация высокой интенсивности, хроническая ситуация низкой интенсивности. Механизмы изменений и парадоксальная теория изменений А.Бейссера.

4. Механизмы прерывания контакта
4.1. Конфлюенция. Средовые факторы формирования. Роль в норме и патологии. Техники работы с конфлюенцией. Конфлюенция 1 и 2 рода. Техники фокусировки эмоции, техника отслеживания контекста.
4.2. Интроекция. Отличия интроекта от убеждения. Техники работы с интроекцией. Распознавание и ассимиляция интроектов.
4.3. Проекция. Техники работы с проекцией (выявление и ассимиляция проекции). Виды проекции. Различия проекции и проективной идентификации.
4.4. Ретрофлексия. Техники работы с ретрофлексией (исследование ложнонаправленного поведения, мобилизация мышц, амплификация, выполнение обращенного действия).
4.5. Дефлексия. Техники работы с дефлексией.
4.6. Профлексия. Техники работы с профлексией. Роль профлексии в формировании «помогающего поведения». Эготизм.
4.7. Техники работы с эготизмом. Девалидизация. Основные характеристики. Техники ассимиляции и присвоения.
4.8. Концепция незавершенного действия и механизмы прерывания цикла контакта. «Этажерка сопротивлений» и ее использование в индивидуальной сессии

6. Структура и принципы индивидуальной сессии в гештальт-подходе
6.1. Базовые техники гештальт-терапии. Классификация техник по К.Наранхо (супрессивные и экспрессивные техники, техники интеграции).
6.2. Принципы работы с внутренней феноменологией и работы на границе контакта. Индивидуальная терапия в группе.Эксперимент в гештальт-терапии. Техника «челнока» и ее использование в сессии. Техники работы с метафорой.
6.3. Модель анализа процесса в гештальт-терапии. Определение фигуры сессии, уровня и механизма прерывания, потребностей организма, формирующих фигуру.
6.4. Построение терапевтической гипотезы. Выбор техники и интервенции.
6.5. Основные принципы супервизии в гештальт-подходе. Виды супервизии и их использование в группе. Отработка навыков индивидуальной терапевтической сессии в условиях учебной супервизии

7. Терапевтические отношения в гештальт-терапии
7.1. Задачи и принципы проведения первой сессии.
7.2. Диагностика уровня организации личности и выбор стратегии терапевтического вмешательства. Диагностическое интервью О.Кернберга. Концепция М.Малер. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии (С.Шон, Д.Хломов).
7.3. Заключение терапевтического контракта. Принципы заключения и виды контрактов. Организация сеттинга в гештальт-терапии.
7.4. Этические нормы в гештальт-терапии. Этические конфликты и способы их разрешения.
7.5. Перенос и контрперенос в гештальт-терапии. Классификация и виды переносов. Трансферентные ожидания и их роль в выборе стратегии отношений. Техника работы с переносом в гештальт-терапии. Контрперенос в гештальт-терапии. Виды контрпереноса по Х.Ракеру. Роль контрпереноса в диагностике и терапевтическое использование в диалогических отношениях. Заочная супервизия учебных сессий, работа в малых группах

8. Гештальт-терапия в клинической практике
8.1. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии.
8.2. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.

9. Гештальт-подход в работе с группами
9.1. Основные определения и понятия групповой терапии. Терапевтические факторы. Типы групп.
9.2. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество.
9.3. Организационное гештальт-консультирование.

10. Терапия пар и семейная терапия в гештальт-подходе
10.1. Основные направления семейной психотерапии (системная, структурная,стратегическая,психодинамическая,бихевиоральная, эмпирическая, коммуникативная, трансгенерационная). Обзор основных концепций и технических приемов системной терапии: понятие системы, идентифицированного пациента, концепция триангуляции М.Боуэна, принципы циркулярного интервью, концепция циркулярных процессов. Структурная модель С.Минухина, основы диагностики семейной иерархии.
10.2. Стадии жизненного цикла семьи. Дисфункциональная семья в структурной модели. Модель Дж.Зинкера и С.Невис. Принципы работы с семьей и парой. Модель Р.Резника.

11. Интеграция принцип и техник в гештальт-терапии
11.1. Техники телесного осознавания в гештальт-терапии. Техники психодрамы в гештальт-терапии. Техники арт-терапии в гештальт-подходе. Техники работы со сновидениями в гештальте. Подход Ф.Перлза и И.Фрома.
11.2. Сравнение различных видов психотерапии. Взаимосвязь целей и основной стратегии. Краткосрочная и длительная психотерапия. Экспрессивная и поддерживающая психотерапия.
11.3. Модели психоаналитических действий. Функции психоаналитических правил, их роль в создании терапевтических отношений. Сеттинг в гештальт-терапии

Формат мероприятия

Базовый курс подготовки гештальт-терапевтов состоит из первой и второй ступени, включает в себя необходимые теоретические и практические аспекты гештальт-терапии. На каждом учебном модуле будут представлены лекции, упражнения их разбор, групповая работа и применение практических навыков в групповом процессе. Кроме того, ведущие отслеживают групповую динамику и индивидуальное развитие каждого из членов группы.

В результате прохождения курса участники приобретают знания, умения и навыки, которые становятся ключевыми в становлении психолога-практика.

Общая программа длится 3-3,5 года (общая продолжительность курса 600 ч. теории и практики гештальт-терапии), включает в себя терапевтические, тематические, супервизорские учебные модули, лекции и семинары. Интервал между модулями – 1,5 - 2 месяца.

Первый год обучения (первая ступень) состоит изучебно-терапевтических модулей и лекционное-семинарских занятий — учебно-терапевтические модули (это очные двухдневные занятия по субботами и воскресеньям, с 11:00 до 19:00) один раз в 1-1,5 месяца) и лекционно-семинарские занятия (дистанционный курс лекций с вопросами для самоподготовки).

Двух и трехдневные учебно-терапевтические модули - очно
Лекции - дистанционно (в он-лайн личном кабинете)

После окончания первой ступени участники получают сертификат.
После окончания базового курса - сертификат программы "Московский Гештальт Институт" и диплом о профессиональной переподготовке "Психологическое консультирование в гештальт-подходе"

348