Лекционный курс по психиатрии для психологов
В нашей профессии почти половина клиентов в той или иной степени имеют психические расстройства. Это можно и нужно лечить, об этом важно и нужно разговаривать, не боясь стигмы. Психиатрия это та же сфера медицины, а психотерапия в психиатрии часто хороший проводник в здоровье.
Курс ориентирован на начинающих и практикующих психологов, педагогов, социальных работников и психотерапевтов, работающих с клиентами, имеющими различные психические расстройства и заболевания. Оно даст практические навыки и знания в области клинической психиатрии и психотерапии.
В программе обучения:
1. Современная клиническая психиатрия и психотерапия.
2. Юридические аспекты оказания помощи при психических расстройствах в психологической практике.
4. Клинические осмотры, разборы и работа с реальными клиентами - обсуждение диагностики, диагноза, лечения и прогноза у конкретного клиента. На встречах будем знакомиться с полной историей болезни, проводить клиническое интервью, формулировать диагностические гипотезы, обсуждать выявленную феноменологию и психопатологию, оценивать состояние, статус и нозологическую картину расстройства, исследовать стратегии психотерапии и помощи.
5. Практика в группе - отработка навыков ведения клинического интервью, работа с различными протоколами и документами в психиатрии и психотерапии, формирование клинического языка, зрения, мышления и слуха.
6. Тематические группы с тренерами - это практическое и теоретическое углубление знаний и навыков с разными практикующими специалистами
7. Супервизия и интервизия про практику с клиентами, имеющими различные расстройства. Очень важный и нужный аспект обучения. Это вопросы отношений с врачами-психиатрами, единый язык совместного лечения, вопросов перенаправления, курации острых состояний и состояний угрожающих жизни. Вопросы сеттинга, безопасности, защиты прав, организации практики. Психиатрия это своеобразный компас, но по этому азимуту ещё нужно пройти с заботой о себе и клиенте.
Ведущие курса:
1. Макс Пестов - врач-психиатр, психотерапевт, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий обучающих программ МГИ
2. Гололобов Дмитрий - врач-психиатр, психотерапевт, ассоциированный тренер учебных программ МГИ
3. Павел Фролов - врач-психиатр, психотерапевт, директор центра позитивной психотерапии "Positum 705"
4. Любачевский Игорь Анатольевич - клинический психолог, гештальт-терапевт, директор "Центра семейной психотерапии и консультирования".
5. Илья Латыпов - к.п.н, психолог, психотерапевт, супервизор.
6. Сергей Кузнецов - к.м.н, врач-психиатр, психотерапевт, доцент кафедры психиатрии и наркологии ДВГМУ
7. Светлана Свяжина - детский врач-психиатр, психиатр МСЭ, психотерапевт.
8. Метелеркамп-Энбе Дмитрий - врач-психиатр, нарколог, гештальт-терапевт.
9. Галахова Татьяна - психолог, психотерапевт.
10. Червякова Галина - старшая медсестра отделения реабилитации наркобольных ККПБ
Данный курс будет проводиться в виде 2х-часовых еженедельных занятий. Каждую среду с 19:00 до 21:00. Будет состоять из лекционных и практических занятий с клиническими разборами и работой в малых группах, аквариумах, интервизиях.
Начало обучения - 2 февраля 2022 года, окончание 29 июня 2022. Учебная группа не более 20 человек, требуется предварительная запись на обучение. Участники обеспечиваются методическим материалом по курсу. Стоимость 1 занятия - 1000 рублей, оплата производится 1 раз в месяц за 4/5 занятий. Курс будет проходить на базе Центра семейной психотерапии.
Основные темы курса:
1. Предмет и задачи психиатрии, как отрасли клинической медицины. Общая концепция психической нормы и патологии. Основные концепции возникновения патологических состояний.
2. Принципы общей психопатологии. Основные психопатологические синдромы. Общие принципы определения этиологии, патогенеза и феноменологии разных видов психопатологических расстройств. Важные психологические и патопсихологические личностные факторы, которые непосредственно влияют на патогенез и феноменологию разных видов психопатологических расстройств.
3. Психопатология отдельных психопатологических расстройств. Классификации психопатологических расстройств. Структурное и клиническое интервью. Особенности сеттинга и терапевтических отношений с пациентами. Уровни организации личности клиента - невротический, пограничный, психотический. Понятие о международной классификация психических болезней.
4. Знакомство с особенностями законодательства и организации психиатрической (а так же психотерапевтической и психологической) помощи в РФ. Вопросы личной безопасности при работе с клиентами в клинических состояниях. Протоколы безопасности в работе психолога\психотерапевта. Роль психолога\психотерапевта в терапии клинических состояний.
5. Органические и симптоматические психические расстройства. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления психоактивных веществ. Состояния, вызванные органическим поражением центральной нервной системы и расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ (основные диагностические критерии, особенности сопровождения, ограничения психолога в работе). Проблема эпилепсии и других судорожных состояний. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
6. Шизофрения, шизотипическое расстройство и бредовые расстройства. Основные понятия. Основные диагностические критерии. Возможные уровни терапевтического сопровождения. Личностные затруднения и ограничения при работе с подобной категорией клиентов. Особенности семейных систем, работа с родственником психически больного. Техника безопасности. Этические особенности принятия решения о консультировании и необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Варианты перенаправления. Вопросы, связанные с фармакологической поддержкой клиентов, находящихся в консультировании. Некоторые возможные стратегии работы в зависимости от клинического состояния. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
7. Аффективные расстройства настроения (гипомания, мания, биполярное аффективное расстройство, депрессия, циклотимия, дистимия). Основные диагностические критерии. Возможные уровни терапевтического сопровождения. Личностные затруднения и ограничения при работе с подобной категорией клиентов. Особенности семейных систем, работа с родственником психически больного. Техника безопасности. Этические особенности принятия решения о консультировании и необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Варианты перенаправления. Вопросы, связанные с фармакологической поддержкой клиентов, находящихся в консультировании. Некоторые возможные стратегии работы в зависимости от клинического состояния. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
8. Невротические, постстрессовые, психосоматические и расстройства поведения клинического регистра. Основные диагностические критерии. Особенности принятия решения о необходимости совместного ведения с врачом-психиатром в зависимости от динамики развития невротического процесса. Возможные стратегии работы. Общие вопросы расстройств сексуальной сферы, основные диагностические критерии, направления работы. Феноменология, психотерапия и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
9. Расстройства зрелой личности и поведения. Социально и жизненно-опасные расстройства поведения. Общие принципы диагностики данных видов психопатологических расстройств. Личностные затруднения и ограничения при работе с подобной категорией клиентов. Особенности семейных систем, работа с родственником психически больного. Техника безопасности. Этические особенности принятия решения о консультировании и необходимости совместного ведения с врачом-психиатром. Варианты перенаправления. Вопросы, связанные с фармакологической поддержкой клиентов, находящихся в консультировании. Некоторые возможные стратегии работы в зависимости от клинического состояния. Феноменология и особенности контакта рассматриваемых психопаталогических расстройств.
10. Основы детской психиатрии: девиантное поведение, невротические и аффективные расстройства у детей. Нарушения развития и психотические расстройства (шизофрения, детский аутизм).
Лекционный курс для психологов