ГЕШТАЛЬТ И ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА

Сборник: Гештальт 2001

Автор: ЕЛЕНА ПЕТРОВА, ВЛАДИМИР МАТКОВ

 
Речь идет о работе с тревогой. Этот тип психотерапевтической работы хорошо разработан в гештальт-терапии и базируется на представлении о том,
что тревога как таковая — это заблокированная или неправильно направленная энергия. Во всяком случае, это энергия, которой человек в данный
момент не может воспользоваться. Стратегии работы с тревогой выбираются из этих соображений. Необходимо вернуть человеку целостность, то есть
помочь объединить себя самого и свою энергию.
Действительно, даже на уровне слов заметно своеобразное «расщепление» целостности человека, «расщепление» или потеря единства:
 «У меня есть тревога». Феноменология тревоги (телесная) распознается, осознается человеком как нечто самостоятельное, неподвластное субъекту.
 В словесном выражении это описывается словами «меня трясет» — как если бы действие было ретрофлексивным, то есть источник активности
 находился вовне человека.
Существенно, однако, что в отличие от «обычной» ретрофлексии, когда в Рамках относительного спокойствия можно наблюдать огромные запасы энергии,
при тревоге, суммарный объем энергии, который доступен субъекту, весьма мал… И быстро наступает усталость.
Эту тревогу стоит отличать от похожего на тревогу переживания специфического напряжения, которое возникает у человека при так называемой
ретрофлексии. То есть когда субъект сдерживает (из последних сил!) какой-то направленный вовне импульс. И тогда напряжение сравнительно легко
распознается как два противонапрвленных импульса.
В любом случае с точки зрения внешнего наблюдения эта энергия легко  истощается, чувства, которые базируются на тревоге, недостаточно стеничны…
 
Стратегии возвращения к целостности, возвращения к овладению всей энергией в рамках  гештальт-подхода достаточно прозрачны…  Это эксперименты,
 в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой. Например:
1. Человеку предлагают буквально идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, сделать его
«произвольным», осознать, какова символика этих движений, какие потребности и чувства стоят за этим движением.
2. На основе того же начального эксперимента станцевать танец символически выражающий тему. Сосредоточиться на вырывании агрессии —
направлена она в адрес кого-то или доминирует страх перед кем-то.
3. Сделать игру — человек разговаривает с воображаемой символической фигурой, которая символизирует его тревогу, в диалоге проясняются чувства
и потребности текущего момента…
4. Просто описывать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях и появляющихся импульсах чувств и желаний. В результате
 начинает доминировать какое-то актуальное переживание, которое позволяет человеку сосредоточить собственную энергию и вернуть себе
целостность…
Все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент.
 Если проследить динамику развития тревоги, то можно отметить следующие этапы:
А. Естественное течение энергии, обычное самочувствие.
В. Что-то произошло (либо фрустрация потребности, препятствие на пути движения к чему-то важному, либо истощение, усталость,
 усилившийся дефицит по какой-либо потребности), в результате чего человек начинает переживать (регистрирует) тревогу.
 Создается впечатление, что часть энергии, которая есть в распоряжении человека, как будто бы отделяется и субъект начинает относиться к ней
 как к чуждой.
С. В действие вступают защитные механизмы психики — и субъект подавляет тревогу, но чувствует себя бессильным и уставшим. Если продолжить
 ранее сформулированную метафору, это значит, что от общей энергии организма отделена еще одна часть, которая должна была играть роль
«сдерживателя», и в распоряжении человека остается еще меньше свободной энергии.
Д. Наступает снижение активности, слабость, соматизация (например, простудное заболевание), разрушение системы отношений между людьми.
Сам факт наличия тревоги в Гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть
 возвращена организму. Возможно, стоит различать «стеничную тревогу» и «астеничную тревогу». В то же время опыт показывает, что хотя на первый
взгляд при переживании тревоги у человека достаточно много агрессивности (энергии), это скорее «беспомощная агрессивность»,
в которой чаще можно обнаружить аннигиляционные (регрессивные) формы агрессии…
 
Поэтому,если такой тревожный человек начинает спонтанно действовать или ему предложить действовать в ходе эксперимента, выражая гнев или радость,
то наблюдается следующее, хорошо знакомое по-житейски явление. Субъект многословен, возбужден, «его не остановить», легко впадает в
состояние переживания обиды… Но его деятельность малопродуктивна, ему трудно задержаться, сосредоточиться на одном переживании, он как бы
«скользит» по поверхности контактов с другими людьми, ему не хватает глубины переживания, часто субъект становится как будто бы излишне
 интеллектуализирующим. Причем, чем больше человек себя сдерживает,например,пытается сам справиться с тревогой, успокоиться, тем больше он
 истощается, и на первый план выступает чувство обиды. Наоборот, остановка активности и «возвращение к телесности», своего рода
 интровертированность, уменьшение объема контактов с окружающим миром,«сбор энергии» приводят к более полному осознаванию себя и возвращению
чувства стабильности и полноты.
Эти наблюдения интересно кореллируют с тем, как относится к феномену тревоги Восточная медицина. Для Китайских традиционных врачей тревога это
 проявление «сырости» или активности канала селезенки.
Стратегия позитивной компенсации тревоги-сырости по китайской медицине, это активизация (в зависимости от соматического типа пациента)
энергии «холод» (канал почки, эмоциональный коррелят — чувство страха) или <ветер» (канал печень, эмоциональный коррелят — чувство гнева или
 специфического чувства ужаса-злости-страха). Если пациент перейдет в это состояние, то тревога будет благополучно компенсирована.
Неблагоприятным   выходом   из   состояния   (неблагоприятной компенсацией) считается переход к типу энергии «жар» (канал сердца,
эмоциональная тема «любовь, тепло, радость») или типу энергии «сухость» (канал легкие, эмоциональная тема — «печаль, горе»).
То есть, если перевести обратно на язык психотерапевтических стратегии, для того, чтобы помочь тревожному человеку, надо помочь ему понять:
Что больше подходит в данную минуту — разозлиться на кого-то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего он опасается (активизировать
переживание чувства страха). Этому могут помочь вопросы и предложения типа: «Кому адресована твоя тревога?», «О чем тревожишься?»,
 «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя!».
И стоит прояснить, действительно ли человек в этот момент способен поддерживать тему радости и любви (например, к человечеству вообще) или
печалиться о чем-то. Отметим, что как раз сам человек, который испытывает тревогу, склонен искать спасения именно в этих неблагоприятных для
 него темах. Например, искать и не находить достаточно любви в окружающих его близких людях или в себе самом любви к другим, чувствовать себя
чужим в компании, где все веселятся, хотя на вид такой человек будет вполне радостен, и упрекать себя за это.
Или печалиться и предаваться экзистенциальным вопросам о смысле или бессмысленности жизни.
В подтверждение этой параллели стоит привести еще сведения и из традиционной европейской медицины.Дело в том, что эмоции гнева или страха
 сопровождаются выбросом адреналина, и само увеличение адреналина в крови является важным фактором, производящим изменения. В том числе
 усиление иммунитета. А переход к колебанию маниакальные тенденции — депрессия (в том числе, который может быть проявлен как некоторая активность,
ажитация,возбуждение — или печаль, тоска) происходит именно при «срыве» адреналинового механизма реагирования на стресс и перехода к кортизоловым   механизмам…
Какие же стоит сделать выводы? Для психолога, занимающегося психокоррекцией — что стоит читать медицинскую литературу,
а врачам может быть станет понятнее, что психотерапевты (психологи и врачи) занимаются вполне материальным делом, хотя работают с душой.
И еще приятно, что можно к интуиции добавить трезвый расчет и опереться на многовековую традицию, тем боле экзотическую.
А если серьезно — то это заявка на далеко идущую тему. Совмещение и взаимное обогацение целительских традиций древности и
современных методов психотерапии.