Спецкурс (Пилотный проект) «Интегративная песочная терапия»
Санкт-Петербург, 2-Муринский проспект, дом 3
Спецкурс (пилотный проект) направлен на расширение инсирументария работы гештальт-терапевта.
Спецкурс (пилотный проект) предназначен для обучающихся в программе МГИ 2-3 ступени, практикующих гештальт-терапевтов.
Работа будет происходить в форме лекций с обсуждениями, работы в малых группах, упражнений в парах и тройках, индивидуальных терапевтических сессий в кругу с тренером, работы студентов под супервизией, заочных супервизий случаев, подразумевается, что вся эта деятельность будет осуществляться с применением песочниц, поддонов с песком, фигурками.
Программа проводится один раз в два месяца по выходным: сб. и вс. 11.00-19.00. (140 часов, 7 модулей, включая сертификацию курса).
Теоретическая основа.
Цель спецкурса: практическое освоение метода интегративной песочной терапии, формирование базовых навыков, необходимых для использования песочницы в психологической практике гештальт-терапевта.
Психотерапевтическая песочница является отличным диагностическим и рабочим методом и с успехом применяется специалистами для решения диагностических, коррекционных, психотерапевтических и развивающих задач.
Благодаря проекции внутренние фигуры (личности, ситуации, переживаний) можно вывести во внешнее поле песочного пространства, встретится с ними, увидеть фигуру и фон, выразить переживания, выйти на потребность и удовлетворить ее, на символическом уровне. Также в песочнице можно увидеть и другие механизмы прерывания. Работа с образами позволяет мягко конфронтировать защиты, проживать новый опыт в безопасных условиях, расширять осознавание.
Работа в песочнице - один из видов эксперимента в гештальт-терапии, направленного на процесс осознавания.
На курсе запланировано
* Информирование об особенностях работы песочной терапии;
* Разбор механизма терапевтического воздействия песочной терапии;
* Описание метода глубокой регрессии, возвращающего клиента в состояние играющего;
* Работа над тем, чтобы клиент соприкоснулся с вытесненным и подавленным материалом бессознательного, и включил его в сознательное;
* Проработка своих собственных психотравмирующие ситуаций и научение работать с ситуациями клиента на символическом уровне;
* Работа с внутренними проекциями, и другими способами прерывания контакта в воссозданном безопасном пространстве песочницы;
* Работа с отношением клиента к самому себе, прошлому, настоящему, будущему, семье и окружающим;
* Научение интерпретированию построенного клиентом мира, на что обращать свое внимание и как отслеживать ключевые характеристики мира;
* Изучение нюансов песочной терапии: что таится в названии, сюжете, проблемном содержании. Ресурсное содержание и символическое поле;
* Ознакомление терапевтического достоинства данного метода и изучение возможности включения песочной терапии в свою профессиональную психологическую практику, расширения своих профессиональных возможностей.
Программа спецкурса:
1.Теоретический семинар
* Краткая история песочной терапии.
* Преимущества песочной терапии, как метода психотерапии. Возможности интеграции песочной терапии в практику гештальт-терапии.
* Противопоказания к использованию песочной терапии. Этические моменты.
* Организация песочной терапии.
* Коллекция фигур для песочной терапии.
* Процесс проведения сеанса песочной терапии.
* Ведение протоколов, фотоматериалы для каждой сессии.
* Вопросы, которые необходимо задать после построения песочной картины.
* Анализ расположения фигур на подносе с песком.
* Символизм предметов, используемых при построении песочной композиции. Архетипы и символы.
* Интерпретация песочных композиций.
* Интеграция песочной терапии и гештальт терапии.
* Базовые отличия классической юнгианской терапии и интегративной песочной терапии.
* Виды "песочниц" в песочной терапии: диагностические, терапевтические, дидактические, тематические.
* Работа в песочнице как диагностика и эксперимент в гештальт-терапии. Условия и подходящее время для работы в песочнице, заключение контракта на эксперимент, объяснение сути работы клиенту.
2. Практическая часть.
Создание собственных композиций. Получение клиентского и терапевтического опыта. Работа в парах и тройках. Индивидуальные сессии.
3. Возможности песочной терапии при работе с травматическим опытом.
Размещение психотравмирующего опыта в виде символической песочной картины.
Работа с эмоциями и состояниями. Создание и разыгрывание сцен.
Работа с ранней детской травмой.
4. Возможности применения песочной терапии при работе с потерей и темой смерти.
Утраты (любимого человека, отношений, возможностей…) – часть нашей жизни и важно чувства, сопровождающие утрату проживать. Как помочь обнаружить и пережить чувства. Возможности песочной терапии при работе с эмоциями и состояниями, сопровождающие утрату.
Создание образа, с которым не удалось попрощаться и закрытие «гештальта».
Потери и ресурсы при утрате.
Работа с темой смерти в детской и взрослой терапии.
5. Возможности применения песочной терапии при психосоматике.
Симптом, как ретрофлексия, направленная в тело, и выражающаяся вовне в виде образа. Выражение "Внутренней картины болезни" вовне.
Симптом, как способ выражения потребности, незавершенной задачи развития, травматического опыта. Незавершенный гештальт, болезнь как способ защиты.
Симптом, как выражение «фигуры и фона».
6. Супервизия в песочнице случаев участников группы.
SAND-supervision - "Супервизия в песочнице", авторский метод в супервизии с использованием песочной терапии. Описан в журнале «Психотерапия» 12/2016
Этот подход в супервизии позволяет привносить "песочные" возможности:
* визуализация клиентского материала
* роли в клиент-терапевтическом пространстве, отражение и драматизация
7. Сертификационный семинар - работа в группе под супервизией.
Ведущие спецкурса (пилотный проект):
Деникина Инна - Психолог, гештальт-терапевт, психолог – психоаналитик, арт-терапевт, специалист в области песочной терапии, семейный терапевт, специалист по психосоматике, учредитель и член совета ассоциации песочной терапии.
Ведущая терапевтических групп «PRO – привязанность», «Материнская травма».
Коломийцева Оксана – гештальт-терапевт, психолог, супервизор МГИ, семейный терапевт.
Спецкурс (пилотный проект)
Ведущие программы:
Деникина Инна - Психолог, гештальт-терапевт, психолог – психоаналитик, арт-терапевт, специалист в области песочной терапии, семейный терапевт, специалист по психосоматике, учредитель и член совета ассоциации песочной терапии.
Ведущая терапевтических групп «PRO – привязанность», «Материнская травма».
Коломийцева Оксана – гештальт-терапевт, психолог, супервизор МГИ, семейный терапевт, ведущий терапевтических и супервизорских групп.