Песочная терапия и другие арт-методы с позиции гештальт-подхода
1. Основы феноменологического подхода в творческих методах гештальт-терапии. Интенциальность. Организация пространства. Эксперимент в арт-терапии. Работа с метафорой. Фигура и фон. Полярности. Возможности трехмерного и двухмерного пространства. Интенциальность при исследовании феноменологии в творческих работах (песочные композиции и рисунки).
2. Телесность в работе с неструктурированными материаломи, как способа взаимодействия с окружающим миром. Способы выражения различных переживаний через движение в процессе контакта с песком, глиной и другими пластичными материалами.
3. Применение методик (алгоритмов) в арт-терапии для работы с механизмами прерывания контакта (в трехмерном пространстве песочницы и двухмерном – рисунке). Конфлюэнция. Выбор метода. Границы. Работа с эмоциями и состояниями. Взаимосвязь механизмов прерывания контакта.
4. Интроекция. Исследование феноменологии при интроецировании. Самовосприятие. Способность к выбору. Методики для работы.
5. Ретрофлексия. Принципы работы с психосоматическими расстройствами с использованием песочницы с песком и др. арт. методов.
6. Проекция, дифлексия, эготизм. Выбор темы композиции для проведения эксперимента, исходя из ситуации сессии «здесь и сейчас».
7. Песочница, как игровое пространство для работы с детьми. Возраст и игра. Методики для работы со страхами, агрессией, незавершенными задачами развития. Создание композиций на основе детских историй.
8. Исследование процесса контакта между ребенком и родителем. Способы совместной деятельности с применением творческих методов (песочница с песком и игрушками, изо-терапия) для гармонизации детско-родительских отношений.
9. Феноменологическое поле семьи Разыгрывание сцен происходящих в семейной жизни. Диагностические возможности песочницы с песком и совместного рисования в работе с семьей, а также пластичных материалов. Границы внутрисемейного взаимодействия. Процесс синхронизации в семье. Различия и сходство. Потребности семьи. Послания.
10. Сертификационный семинар.
Специализация состоит из девяти двухдневных семинаров, которые проводятся с периодом один раз 5,6 недель, на десятой сессии - сертификация. К сертификации участники Программы готовят описание случая (с взрослым или ребенком) с подробным описанием использования арт-методов. Проведение очной сессии на сертификации.
В случае совпадения даты проведения специализации и базовой программ, приоритет отдается базовой программе.