Гештальтподход в работе травмой
Курс предназначен для практикующих психотерапевтов, психологов и участников программ подготовки гештальттерапетов. В курсе рассматриваются методы работы с кризисами, которые оказывают влияние на жизнь и развитие личности. Рассматриваются связанные с незавершенными кризисами проблемы здоровья, самооценки, межличностных отношений, работы и отдыха.
Программа.
Сессия 1. Определение травмы. Симптомы травмы. Травма как незавершенные реакции тела (бегство, борьба, замирание). Характеристики различных видов травм. Реабилитация ощущений в теле, телесного осознавания, поиск и осознание ресурсов, описание ощущений, осознание границ тела, опора и заземление.
Сессия 2. Базовые техники в работе с травмой. Техника прослеживания ощущений, методы дифференциации психических процессов (ощущения, образы, действия, эмоции, мысли). Работа с травматическими реакциями бегства, борьбы и замирания. Исследование ритма «сжатие-расширение, восстановление ресурсов и процессов саморегуляции.
Сессия 3. Влияние травмы на развитие. Нарушения развития, связанные с травмой. Ранний травматический опыт (травмы перинатальные, травмы рождения и раннего возраста). Травмы дошкольного возраста. Структуры характера.
Сессия 4. Влияние травмы на развитие. Травмы школьного и подросткового возраста. Структуры характера. Особенности и условия возникновения травм развития, преодоление травматического незавершенного опыта, связанного с данными возрастами.
Сессия 5. Работа со специфическими травматическими ситуациями. Медицинские травмы (последствия операций, анестезии, инвазивных вмешательств), последствия автомобильных аварий, травмы падения, сексуальные травмы и др. Особенности и техники работы с разными видами травм.
Сессия 6. Терапевтическая позиция и терапевтические отношения в работе с травмой. Присутствие терапевта, процессуальный подход в работе с травмой, телесный резонанс, ресурс терапевта, диалог в работе с травмой. Краткосрочная и длительная терапии травмы.
Сессия 7. Супервизия