«Семейная психотерапия»
Программа предназначена для студентов МГИ, закончивших базовый курс по гештальт-терапии, также в ней могут принять участие специалисты в области психологии, психотерапии, социологии.
Цели программы:
• получение знаний интегративного подхода семейной психотерапии
• овладение навыками восприятия семейных взаимодействий
• овладение навыками анализа семейной системы и обучение формированию терапевтической гипотезы
• овладение базовыми навыками ведения терапевтического интервью со всей семьёй в целом
• инициация осознавания индивидуального терапевтического стиля участников программы
Задачи программы:
• создание таких условий, которые позволили бы студентам получить разнообразный опыт в качестве клиента, терапевта и наблюдателя взаимодействия с членами семьи
Программа включает:
Лекции, демонстрационные сессии с «симулированной» семьёй с последующими комментариями, работу самих студентов под супервизией ведущих, работу по индивидуальному запросу, отработку основных методов и техник семейной терапии.
Отдельное внимание уделяется работе студентов в качестве участников мультисемейной группы,
В процессе работы участники знакомятся с интегративным подходом, исследуют свою семейную историю, осознают своё место и роль в семье, причины своей проблематики, встретятся со своим профессиональным бессознательным.
Основные разделы программы
I. Введение
1. Особенности семейной гештальт-терапии, семейного психоанализа и системного подхода, интегративный подход.
2. Структура терапевтического процесса
3. установление контакта с семьёй и сбор диагностических данных (анамнез семьи)
4. Составление терапевтического контракта.
II. Жизненный цикл семьи
1. Этапы развития и кризисы личности и семейной системы
2. Особенности сепарации
III. Структура семьи. Коммуникации семейной системы
1. Гештальт в работе с дисфункциональными семьями
2. Циркулярность семейных взаимодействий
3. Парадоксальные послания
4. Психоаналитическая теория Мюррея Боуэна при исследовании семейных взаимодействий
5. Работа с коммуникациями в мультисемейной группе
IV. Симптоматическое поведение в семье. Аддиктивная семья
1. Смысл симптомов в концепции системного подхода теории психоанализа
2. Эмоции и психосоматика (гештальт-подход)
3. Аддикции
V. История семьи
1. Методы изучения семейной истории
2. Интервью по генограмме
3. Гештальт, психодрама, арт-терапия, психоанализ при работе с семейной историей
VI. Интеграция курса. Мультисемейная группа.
VII. Сертификационная сессия
Форма программы – 6 тематических сессий (по 3 дня) + сертификационная сессия
Условия сертификации:
1. участие в пятёрках
2. подготовка и защита сертификационной работы (описание реального случая работы с семьёй) в присутствии независимого тренера.