Психотерапевтической практики («оборотная сторона луны» — антикичевая программа)

Конференция /
03.12.2004 - 05.12.2005
Москва
Ведущие
Контакты
г.Москва
м.\"Алтуфьево\", 3 мин. пешком от метро.
(095) 708 29 66 (Юля, вечер), [email protected] (095) 964 99 61 (офис МГИ). Вопросы по существу: (095) 195-9328 - Елена, (38048) 7601250 - Александр.
Записаться
Содержание

Специализация, 180 часов.

Начало: 3-5 декабря 2004 г., 1-3 февраля 2005г., 27-29 мая 2005г.

Программа для практикующих психологов и психотерапевтов, рассчитана на 6 трехдневных тематических встреч в течение полутора лет.

— Абстрактный гуманизм, фашизм и «пионерская правда» Павлика Морозова.
— Формирование психотерапевтического мировоззрения.
— Профессиональное самосознание и психотерапевтическое мышление.
— Экзистенциальный выбор психотерапевта. «Колея судьбы» и личная философия психотерапевта
— Отношения психотерапии и жизни: цена профессии
— Целостность бытия и творческие ресурсы его несовершенства
— Усилие, насилие и бессилие — дилеммы развития
— Позитивный протест и философия агрессии
— Психотерапевт и профессиональное сообщество. Изгойство.
— Отношения и убеждения: экзистенциальная боль психотерапевта.

Комментарий:

Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление отличны от бытовых форм. Перлз называл это способностью к дифференциальному мышлению и описывал как «творческое безразличие» . Под этим понимается способность находиться в «О» точке, откуда видны и одна и другая стороны процесса. Ролло Мей писал, что человеческая свобода локализована в паузе между стимулом и реакцией. Формирование психотерапевтического мировоззрения и психотерапевтического мышления предполагает развитие способности к терапевтической паузе. Назовем важнейшие положения в этой связи.
1. Гештальт-терапия это не только профессия. Это культурная практика. Философия психотерапевтической практики предполагает отказ от абстрактного «кичевого» гуманизма (имеется в виду «кич», описанный М.Кундерой в романе «Невыносимая легкость бытия» и понимаемый коротко как «мир, в котором нет говна»). Отказ от «кичевого» гуманизма это отказ от бытовых понятий о «правде», «помощи», «добре и зле» и т.д. Это также отказ от бытовых представлений об эффективности психотерапии. Абстрактный гуманизм это всегда коллективная идеальная программа. Психотерапия же – это всегда индивидуальный проект, учитывающий реального человека и целостность его бытия. Невозможно понять, куда двигаться, если не знаешь, где находишься в данный момент.
2. Гештальт- терапия как гештальт-анализ. Терапевту следует отказаться от бытового реагирования на содержание рассказа клиента. Философия гештальт-анализа предполагает, что мы делаем акцент не на содержании рассказа, а на том как рассказ клиента провоцирует терапевта на определенные отношения с данным клиентом, на том как в динамике этих отношений воссоздается незавершенная ситуация в жизни клиента. Используя осознавание своих чувств в процессе терапии, терапевт не сливается со своими чувствами, включает паузу, в течение которой он выбирает как именно с данным конкретным клиентом предъявить себя на границе контакта, сохраняя аутентичность и профессиональную позицию.
3. Профессиональное самосознание психотерапевта представляет собой индивидуальный «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Не существует «нейтральной» терапии , как и «нейтральной» супервизии. На эти процессы неизбежно влияет личная история терапевта и супервизора, их личная философия практики, социальный контекст образования, личность руководителя обучающих программ и т.д. Выбор заниматься психотерапией означает для терапевта выбор делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую- то собственную программу. Это проявляется в знаках и акцентах посланий, которые терапевт отправляет клиенту. В индивидуальном «мифе» терапевта всегда скрыта его личная тревога. Осознавание терапевтом своего экзистенциального выбора основа глубинной супервизии. И терапевт, и супервизор находятся не только в профессиональном контакте. Они также находятся в отношениях с профессиональным сообществом и, одновременно, в некоторой смысловой точке собственной жизни.
4. Терапевт неизбежно проходит кризисные точки в своем индивидуальном развитии. Способность к паузе препятствует бытовому отреагированию кризисных состояний. Экзистенциальная боль психотерапевта и его неудачи могут стать ресурсами в том случае, если он способен обращаться с ними как с опытом, признавая свои ценности и свои ограничения. Важно, что происходит. Но гораздо важнее как человек относится к тому, что с ним происходит и осознавание того, как он выбирает обращаться с этим отношением.

43